ФЭНДОМ

RoadSigns

Александр Николаевич Радищев (Саша) — протагонист романа «Путевые знаки».

Биография Править

Рождение и юность Править

Саша родился в 2003 году в городе Санкт-Петербурге, однако вскоре семья Радищевых переехала в столицу — Москву. Когда Александр подрос, отец-лётчик стал часто брать его с собой на аэродром, где они вместе летали на учебном самолёте ЯК-18, отчего Саше передались способности его родственника. 29 июня 2013 года отец Саши уехал на несколько дней к родственникам в Петербург, но 6 июля началась Третья мировая война и Александр посчитал отца пропавшим без вести. Вместе с матерью, Радищев-младший укрылся в Московском метрополитене на станции «Белорусская», но уже в 2023 году герой приходит на фермерскую станцию «Сокол» и устраивается работать техником-электриком в тамошние оранжереи. Мать Саши умирает за год до переезда, в 2022 году, от недостатка света.

Опеку над сиротой взяли два человека: «баба Тома» Рашидова, ставшая для Саши приёмной бабушкой, и «дедушка»-кореец Ким, обучивший Радищева китайской гимнастике. В 2023 году на свиноферме Александр, работая с оборудованием, попадает под лебёдку и распарывает себе ногу. С травмой Саша лежит в госпитале два месяца.

Экспедиция в Петербург Править

В 2033 году, Александр будучи электриком на станции «Сокол», становится свидетелем того, как на станцию приезжает дрезина с людьми из Изумрудного Города. Главный, которого Александр называет Математиком, говорит Бутову, что ему требуется летчик для экспедиции в Санкт-Петербург. Александр, слыша это, вызывается. С собой он берёт по разрешению Математика, своего друга Владимира Павловича. Все вчетвером (плюс телохранитель Математика — Мирзо) выходят на поверхность и идут к ангару, где находится самолёт. Александру удаётся взлететь и довести экипаж до Петербурга в целости и сохранности. Правда, во время посадки на Арсенальную набережную самолёт ломается.

Команда ищет вход на станцию метро, которой оказывается «Площадь Ленина». Станция оказывается занята военными врачами. Их принимают и говорят, что последний москвич был на этой станции пятнадцать лет назад. На станции Александр и Владимир живут несколько дней. За это время им рассказывают о мутантах и об устройстве здешнего метро. Затем в полном составе герои направляются в сторону Выборгской, где переходят на Московско-Петроградскую линию и идут в сторону Горьковской. В туннеле они натыкаются на завал, и им остается идти только по дренажной трубе. Неожиданно трубу начинает затоплять, и они находят колодец. По нему они вылезают на поверхность.

Путевые знаки

Облысевший Александр в кителе Владимира на обложке романа «Путевые знаки».

По поверхности путники добираются до станции Горьковской, которая оказывается отчасти затопленной и прозванной из-за этого «Новой Венецией» (аналог Венеции из Московского метрополитена). В вестибюле станции группа Александра встречает питерца Семецкого, который присоединяется к ним. Семецкий указывает группе путь к Ботаническому саду. Команда входит на Петроградскую и вместе со смотрителем Ботанического сада идёт к Царице ночи — мутировавшему кактусу, победившему в состоявшейся недавно войне трав. Этому кактусу теперь поклоняются жители Петроградской. Александр и остальные приходят к Царице ночи, и она осыпает Николаевича пыльцой, на что смотритель реагирует с благоговением. Команда отправляется по поверхности в сторону Горьковской, где в убежищах живут грибники. В пути команда встречается с шарами-мутантами, которые могут принимать любую форму и которые питаются животными белками. От одного из этих шаров, принявшего вид повара, они спасаются лишь по случайности. Укрывшись внутри памятника медного всадника и переночевав там, путники направляются к станции «Адмиралтейская», через неё входят в метро и добираются до Технологического института, где Александр уходит отдохнуть.

Во время «перекура», у Александра появляется возможность расспросить питерцев о своём отце — о человеке, которого знают здесь под прозвищем Лётчик, и который оказывается атаманом банды летунов. Через цыган, а затем с помощью человека по прозвищу Убийца Кроликов, Александр попадает на станцию Балтийскую, находящуюся под властью бывших сотрудников МВД. Оказывается, что Лётчик со своим отрядом находится в блокаде в одном из тупиковых туннелей у станции «Кировский завод» бандитами Кировской бригады — врагами Летунов. Несколько дней Александр живёт у Летунов, пока кировские не решаются на наступление. В битве Александр сражается бок о бок с летунами. Последние побеждают, но Александр, увидевший Лётчика, понимает, что это не его отец. Летуны отпускают Александра, и он, вопреки своим ожиданиям, вновь встречается с Владимиром, Математиком и Мирзо.

Команда некоторое время гостит на Технологическом институте. Оказывается, что Математик ещё не нашёл девушку, ради которой герои и прибыли в Петербург, но уже продвинулся в поисках. Путники двинулись на Василеостровскую, с которой выходят на поверхность. Они поднимаются в одну из квартир и устраивают там привал. В квартиру приходят незнакомые люди, и среди них оказывается девушка Лена, искомая Математиком. Отстрелявшись от её спутников, девушку поймали и Мирзо обривает ей голову, на которой оказывается татуировка в виде карты метрополитена.

Александр, Мирзо, Семецкий, Математик и Владимир, взяв с собой девушку, двигаются в метро, но другим путём. Погостив в кунсткамере у одного китайца, путники наблюдают временное затопление одного из районов города. По пути к метро на велосипедах, группу преследуют чайки-мутанты которые уносят Семецкого. Однако остальные путники успевают вернуться на Технологический институт. Математик отдаёт девушку некоему старику Усыскину взамен на небольшой чемоданчик и сообщает команде, что готов возвращаться в Москву, но как это сделать, не имеет представления. Владимир Павлович предлагает идею. Команда отправляется по поверхности к Варшавскому вокзалу. Тут-то они и встречают легендарного мутанта по прозвищу Кондуктор, и его жертвой становится Мирзо, который жертвует собой ради спасения остальных. Втроём, Александр, Владимир и Математик добираются до вокзала, где активируют сохранившийся боевой железнодорожный паровоз, прозванный странами НАТО «Скальпель», предназначавшийся для ведения военных действий. На этом паровозе они и отправляются в Москву.

По пути они встречают группу буддистов, совершающих исход из Петербурга. Владимир решает взять их с собой. Остановившись в посёлке Чудово, путники встречают Одноглазого — одинокого жителя посёлка. Все путники, кроме Математика, который решил остаться в паровозе, едут к нему в гости на мотоциклах. Одноглазый оказывается каннибалом, и Александру с Владимиром, потеряв при этом всех отправившихся с ними буддистов, с трудом удаётся сбежать из плена людоеда.

Вернувшись на поезд, команда продолжает путь. Они минуют Веребьинское спрямление — аномальное место, в котором Математик и Владимир Павлович теряют сознание, и Александру приходится самому вести поезд. После проезда опасного участка они приходят в себя и продолжают путь. В следующие дни происходят снегопады, и в результате из-за снежных заносов дальнейший путь становится невозможным. Герои останавливаются в Тверской области. Математик, сильно сдавший за последнее время, заболевает.

Путникам по воле случая встречаются мирно настроенные местные жители — эльфы. Главные герои втроём гостят у эльфов на протяжении всей зимы. Этот отрезок времени наиболее нравится Александру: он влюбляется в местную жительницу Ларису. Однако, в то же время он понимает, что не может здесь оставаться и должен возвращаться в своё метро. Математик постепенно выздоравливает. И, когда главные герои собираются уходить, Математик нелепо погибает, упав и ударившись затылком об угол ступеньки.

Александр и Владимир добираются до поезда и продолжают путь на нём. Они доезжают до траншеи с каким-то разноцветным содержимым и розовым паром. Путники решают ехать по другому пути, но из-за автоматического переключения стрелки не могут этого сделать. Владимир Павлович, выйдя из локомотива, обесточивает стрелку. Состав под управлением Александра проезжает, но Владимир Павлович не возвращается — он исчезает в розовом тумане. Александр надевает китель своего погибшего друга, оставленный им в паровозе.

Через некоторое время Александр узнаёт, что всё это время — с самого начала зимы — в паровозе жило трое буддистов-детей, питаясь запасами продовольствия. Александр просит буддистов помыться в местном озере, затем видит свежий колёсный след, и вместе они отправляются на разведку в заселённый совхоз «Солнечный». Там, так и не встретив людей, путники устраиваются на ночлег. Пока Александр спит, буддисты ловят хозяйского барана, не понимая, чем это грозит. Александр вместе с детьми убегает, за ними следует погоня жителей совхоза. Двоих буддистов расстреливают из пулемёта, один, смертельно раненый, умирает на руках у Александра. Вернувшись к поезду, Александр хоронит раненого мальчика и продолжает путь, пока, в конечном счёте, рельсы, по которым можно держать путь, не заканчиваются. Часть оставшегося пути Александр идёт пешком, часть — преодолевает на найденном велосипеде, и заключительную часть — на найденном мотовозе. Он успешно достигает Москвы. Оставив свои вещественные доказательства путешествия в тайнике, он входит в метро через бомбоубежище.

Встретившись с жителями своей станции, Александр понимает, что его — облысевшего от пыльцы Царицы ночи, похудевшего и загоревшего — никто из старых знакомых не узнаёт, и вообще считают его пришельцем с поверхности. В число таких людей попадает и его любимая Катя. Александр оказывается в обществе свинарей. При том, что и раньше Александр и свинари не очень жаловали друг друга, теперь отношения накаляются окончательно. Свинари начинают драку с Александром, но их разнимает охрана.

Александр, ведомый ручной крысой Кати, встречается с ней самой, и Катя узнаёт его. Оказывается, у Кати рождается дочка, которую Александр называет Надеждой. Александр говорит ей о своих планах и желании — чтобы человечество выбралось из метро на поверхность.

Тут к Александру приходит баба Тома, которая приводит с собой человека с Гуляй-Поля, который оказывается отцом Александра.

Интересные факты Править

  • Путешествие Александра из Москвы в Санкт-Петербург и обратно возможно является отсылкой к роману Александра Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Иронично, главный герой «Путевых знаков» является двойным тёской писателя.

Ссылки Править

  • RoadSigns