ФЭНДОМ

Кольская АЭС — атомная электростанция, расположенная в Мурманской области России, в нескольких километрах от города Полярные Зори, и описанная в трилогии «Север» Андрея Буторина. Её работоспособность не была нарушена во время Катастрофы, и она продолжает работать в 2033 году, являясь главной причиной процветания города Полярные Зори.

Описание Править

На момент начала действия романа «Осада рая» (февраль 2033 года) станция окружена отдельной стеной и имеет собственный гарнизон, собранный из лучших бойцов. Кроме гарнизона, на территории станции живут и работают сотрудники, среди которых есть учёные. Засекреченный подземный туннель, по которому способен проехать грузовик, соединяет территорию Кольской АЭС с посёлком Зашеек, находящимся за одной с Полярными Зорями стеной.

Станция является стратегическим объектом Полярных Зорь, поскольку обеспечивает город электроэнергией. Станция рассчитана на обеспечение электричеством большого количества городов, поэтому в Полярных Зорях электроэнергия в избытке: например, при дефиците других видов топлива жители разъезжают по городу на электромобилях. Так как Полярные Зори не делятся электроэнергией с окрестными поселениями, станция является объектом зависти последних.

История Править

После Катастрофы Править

Работоспособность Кольской АЭС не была нарушена во время Катастрофы - вероятно, в "Судный День" станция даже не останавливалась. АЭС продолжила работу, теперь обеспечивая электроэнергией только один город - Полярные Зори. По причине возникновения мутировавшей фауны, одичания и зависти выживших в окрестных поселениях людей возникла необходимость в усиленной охране станции. Сама Кольская АЭС была окружена отдельной от Полярных Зорь стеной. На станции сформировался гарнизон, по силе примерно равный гарнизону города.

Один из учёных, работавших на Кольской АЭС, Виктор Потапов изобрёл установку Потапова - устройство, которое было способно защищать станцию от врагов с помощью ментального влияния на них. Так как установка требовала для своей работы повышенный уровень радиации, она была установлена в реакторном помещении станции у паропровода (и, возможно, была соединена с ним). Первые эксперименты с установкой оказались удачными, и необходимость в гарнизоне станции отпала. Охрана станции была убрана, присоединившись к охране Полярных Зорь, а на Кольской АЭС начали работать дежурные - "операторы", необходимые для работы установки Потапова.

Военное командование города было воодушевлено успехом. На радостях командир гарнизона города Ярчук предлагал делиться электроэнергией с окрестными поселениями в обмен на гарантию ненападения на город и станцию.

Мэр Полярных Зорь Виктор Сафонов увидел, однако, в централизации охраны города угрозу для своей власти. Он решил воспользоваться недостатком установки Потапова, чтобы вернуть на станцию прежний гарнизон. Так как операторы работали при повышенном уровне радиации, требовались частые смены работников. Подкупами и угрозами Сафонов заставил одного из операторов в течение нескольких смен с оружием удерживать трёх остальных операторов под воздействием радиации. В результате освобождения "заложников" "диверсант" был убит, а "заложники" погибли от высокой дозы облучения. После этого инцидента Сафонов заставил Ярчука вернуть стандартный гарнизон на АЭС.

2033 год Править

В романе «Север» главный герой Нанас находит сброшенный Семёном Будиным антирадиационный костюм, используемый на Кольской АЭС, что подтверждает надпись на задней части костюма. Когда Нанас прибывает в Видяево, эту надпись на костюме видит Надя, убеждаясь в том, что Кольская АЭС цела.

В романе «Осада рая» Кольская АЭС является одним из мест действия. На Полярные Зори нападают варвары. Руководство города обеспокоено тем, что варвары могут прознать о станции и начать штурмовать её, а разрушение Кольской АЭС грозит Мурманской области очередной локальной ядерной катастрофой.

Нанас, сначала являющийся бойцом гарнизона Полярных Зорь, а затем с подачи мэра считающийся предателем, узнаёт от Игната подробности об установке Потапова и понимает, что с помощью неё можно было бы победить варваров, но мэр в своих интересах дискредитировал её.

Тем временем, варвары прознают о Кольской АЭС. Известно, что пленник варваров Игнат информирует их, что стена Кольской АЭС в одном месте недоделана, и показывает варварам, как лучше к ней подойти. Варвары атакуют станцию, так как главная цель этого нападения — разрушение любых продуктов цивилизации. Обороняющиеся с трудом сдерживают атаку, хитростью заставив варваров перебросить дополнительные силы на атаку самого города, чтобы облегчить оборону гарнизону станции, а сами тем временем спешно укрепляют слабое место стены тем, что под руку попадётся.

Нанас решает попробовать «оживить» установку Потапова с помощью разумных собак, которых встречает случайно. Командование города признаёт свою неправоту насчёт предательства Нанаса и соглашается попробовать его идею с установкой Потапова.

Мэр Сафонов, обвинённый во лжи, берёт пять килограммов тротила и пытается взорвать установку Потапова, не представляя себе масштабов того, что случится в результате: после разрушения паропровода охлаждение работающего реактора прекратится, и он взорвётся от перегрева, наподобие того, как это случилось на Чернобыльской АЭС. Сафонов не успевает выстрелить в установленную взрывчатку: его застреливает Ярчук.

Установка Потапова, управляемая разумными собаками, срабатывает. Собаки соглашаются работать на установке постоянно в течение трёх дней. Гарнизон станции присоединяется к обороне, и командование города решает подманить варваров к станции, деморализовать их, а затем уничтожить всеми силами. Нанас сообщает пленному предателю Косте Парсыкину, что весь гарнизон был убран со станции и переведён в город, дабы помочь защитникам в битве с варварами. Затем Парсыкину предоставляют возможность сбежать к варварам, которым он рассказывает об услышанном. Варвары наступают на станцию, и установка Потапова успешно деморализует их. Начинается последний бой, в результате которого побеждают полярнозорьцы.

В романе "Дочь небесного духа" Семён Будин, собираясь вернуться в Полярные Зори, обещает Нанасу и Наде "надавить" на руководство города, чтобы оно рассмотрело вопрос о снабжении окрестных поселений электроэнергией. Таким образом, причин для зависти и ненависти к Полярным Зорям у этих поселений станет меньше.

Известные резиденты Править

В других произведениях Править

Кольская АЭС упоминается в романе Дмитрия Глуховского «Метро 2034». О них в московском метро своим спутникам Леониду и Саше рассказывает Гомер, который ранее с целью поиска выживших на своей малой родине (родился в Архангельске) налаживал связь с северными городами России.

В романе Владимира Березина «Путевые знаки» Убийца Кроликов рассказывает Александру о том, что после Катастрофы на энергии Кольской АЭС в оранжереях выращивались некие грибы, которыми северные поставщики торговали с Санкт-Петербургом и с украинскими очагами жизни[1].

Создание сюжетной локации Править

Впервые Кольскую АЭС как локацию мира «Метро 2033» упомянул Дмитрий Глуховский в своём романе «Метро 2034». Согласно сюжету, в Московском метрополитене имеет место слух, что город Полярные Зори не был затронут Катастрофой и продолжает существовать и в 2034 году благодаря Кольской АЭС, которая до сих пор исправно работает.

Идею существования нетронутой войной Кольской АЭС использовал Владимир Березин в одном из эпизодов своего романа «Путевые знаки», который был выпущен в январе 2010 года. В романе говорится, что «чуть ли не под Мурманском» «вроде бы АЭС какая-то уцелела», и на её энергии выращивались некие грибы.

Тот же эпизод «Метро 2034» вдохновил Андрея Буторина, который сам родом из Мончегорска, находящегося недалеко от Полярных Зорь и Кольской АЭС, на написание романа «Север», действие которого происходит в этом регионе России. Роман вышел в октябре 2010 года.

Примечания Править

  1. Если Убийца Кроликов говорит правду и если Полярные Зори в то время действительно были единственным потребителем энергии Кольской АЭС, то грибы выращивались именно в Полярных Зорях

Ссылки Править

п • о • р
Книги «Север» • «Осада рая» • «Дочь небесного духа»
«Полуостров надежды» (сборник)
Карелия: Кемь • Лоухи • Чупа • Кандалакшский залив
Финляндия
Прочее Волшебный камень • Дополь • Установка Потапова