ФЭНДОМ

Metro 2033-icon 
У этого термина есть и другие значения, см. Метро 2033 (значения).

Это статья о книге. Об одноимённой компьютерной игре см. статью Metro 2033

«
Дорогие москвичи и гости столицы! Московский метрополитен — транспортное предприятие, связанное с повышенной опасностью.
— Объявление в вагоне метро
»

«Метро 2033» — фантастический роман Д. А. Глуховского, описывающий жизнь в Московском метрополитене спустя 20 лет после ядерной войны.

Первый вариант романа был размещён в 2002 году в интернете, в печатном виде впервые выпущен издательством «Эксмо» в 2005 году, переиздан издательством «Популярная литература» в 2007 году.

На европейском литературном конкурсе EuroCon роман назван «Лучшим дебютом» 2007 года. «Метро 2033» стал сверхпопулярным и положил начало серии книг «Вселенная Метро 2033». По сюжету романа создана компьютерная игра «Metro 2033».

Сюжет Править

«
Тот, у кого хватит храбрости и терпения всю жизнь вглядываться во мрак, первым увидит в нём проблеск света.
Хан
»

Главный герой книги — 24-летний москвич Артём, рождённый ещё до Ядерной войны. Артём живёт со своим отчимом на станции ВДНХ, страдающей от нашествия так называемых чёрных — мутантов, подавляющих человеческую психику и вселяющих в сердца страх и ужас. Чёрные наступают на ВДНХ со стороны станции Ботанический сад; пока их штурмовые группы немногочисленны, но жителям ВДНХ всё труднее отбивать атаки чужаков.

На станции появляется загадочный человек по кличке Хантер, который берётся разобраться с этой ситуацией. В личном разговоре Артём рассказывает ему, что в возрасте 10 лет именно он с друзьями случайно открыл гермоворота, отделяющие Ботанический сад от эскалаторов, ведущих на поверхность. Перед походом к станции Хантер берёт с него обещание, что если он не вернётся через сутки, Артём доберётся до Полиса, разыщет там человека по кличке Мельник и передаст тому запаянную гильзу с посланием от самого Хантера.

Проходят сутки с тех пор, как Хантер должен был вернуться. Женька, друг Артёма, сообщает ему, что он в составе группы собирается на Рижскую, чтобы способствовать решению вопроса о присоединении этой станции к Содружеству ВДНХ. Артём присоединяется к нему. На перегоне между Алексеевской и Рижской с участниками экспедиции начинают происходить странные вещи: некоторые теряют сознание, другие впадают в ступор. В отличие от остальных Артём сохраняет ясность ума и даже определяет источник аномалии — он слышит оглушающий шум из трубы вдоль.

Группа с трудом выбирается из опасного участка тоннеля и наконец добирается до Рижской. Там Артём знакомится с неким Бурбоном — челноком, который просит того провести его до Сухаревской, утверждая, что тоннель от Проспекта Мира до Сухаревской «нехороший». Бурбон, памятуя события на перегоне между Алексеевской и Рижской, верит в необычную «устойчивость» Артёма к аномалиям.

Артём доходит до Проспекта Мира вместе с Бурбоном. По пути от Проспекта Мира Бурбон гибнет загадочной смертью. Артёма, который решил тащить тело Бурбона до станции, подбирает некто Хан, который соглашается помочь Артёму в выполнении его задания. Сначала Артём не верит ему, но после того, как Хан рассказывает ему обо всех снах и мечтах, которые Артём пережил за последнее время, тот принимает помощь. С Сухаревской Хан с Артёмом вместе с несколькими другими людьми идут в сторону Китай-города. На Тургеневской Хан чувствует, что в тоннеле впереди опасность, и говорит, что надо идти по параллельному тоннелю. Большая часть отряда не верит ему, уходит дальше и погибает. До Китай-города доходят лишь трое человек: Артём, Хан и загадочный Туз, присоединившийся к ним. Через не которое время после прибытия на станцию на Китай-город нападают бандиты, и в общей сутолоке Артём теряет из виду своих спутников. Он бежит в сторону Кузнецкого моста, по пути познакомившись со стариком Михаилом Порфирьевичем и его внуком Ванечкой, страдающим аутизмом. Переночевать на Кузнецком мосту им не удаётся, поскольку Михаила Порфирьевича преследуют красные. Троица бежит в сторону Тверской, которую захватили фашисты. Артёма и Михаила охрана пропускает, но Ванечку убивает офицер фашистов. Артём не выдерживает и убивает этого офицера.

Артёма хватают и приговаривают к смертной казни через повешение, но в самый последний момент его спасает ударный отряд троцкистов. Они высаживают его на Павелецкой и уезжают. Тут Артём понимает, что остался без документов, а из вещей у него только автомат и фонарь. Он знакомится с Марком, который предлагает необычный способ попасть на территорию Ганзы: начальник Павелецкой-кольцевой устраивает крысиные бега, и Марк договаривается с ним, что если его крыса выиграет, то они с Артёмом получают визы, в противном случае они будут год чистить туалеты. Их крыса благополучно проигрывает. Обоих хватают и ведут на место работы. На пятый день работы Артём сбегает (дальнейшая судьба Марка не известна) и попадает на Серпуховскую, где его подбирает Тимофей, один из сектантов свидетелей Иеговы. Он отводит его в «Сторожевую Башню» — поезд в перегоне Серпуховская-Тульская. Артём бежит оттуда и приходит на заброшенную станцию Полянка, где встречает двоих путников. После разговора Артём преодолевает последний перегон, отделяющий его от Полиса.

В Полисе Артём узнаёт, что с Мельником удастся связаться только завтра утром. Артём, прогулявшись по Полису, знакомится с Данилой — членом касты браминов, — который рассказывает тему про некую книгу, в которой, по слухам, записано будущее всего мира. Она хранится на поверхности, в библиотеке им. Ленина Утром Артём встречается с Мельником, который оказывается сталкером. Артём отдаёт ему послание от Хантера. Совет, собранный по заявлению Артёма, выносит вердикт — Полис беде ВДНХ помочь не может. После этого к нему подходит брамин и просит проследовать за ним, на закрытое собрание. Брамины предлагают Артёму подняться на поверхность за «судьбоносной книгой». За это они обещают помочь решить проблемы на ВДНХ. Артём соглашается и узнаёт, что вести группу будет Мельник, а человеком от браминов будет Данила.

Поднявшись в библиотеку, отряд сталкивается с библиотекарями. Сталкеры остаются отражать атаку мутантов и приказывают Артёму с Данилой продолжать поиски без них. Молодые люди направляются в книгохранилище, где Артём безуспешно пытается найти книгу. Случай разделяет молодых людей, а когда Артём вновь обнаруживает Данилу, тот сидит с вспоротым животом. Перед смертью Данила успевает сказать Артёму, что у него в нагрудном кармане находится конверт с наградой для последнего; Артём забирает конверт.

M2033 de cover

Обложка немецкого издания, вышедшего 25 февраля 2009 года

Вернувшись к Мельнику, он узнаёт, что Десятый — сталкер, сопровождавший их — сильно ранен. Группа вынуждена спешно удалиться из библиотеки. Подойдя к метро, Мельник говорит Артёму, что дороги в Полис ему больше нет, так как книгу он так и не нашёл. Мельник предлагает ему пройти по поверхности до Смоленской. Артём выдвигается по Новому Арбату, но замечает слежку неких существ. Пройдя немного, существа решаются на атаку, и Артём, спасаясь, забегает в один из заброшенных домов. В квартире он находит фотографию, на которой, предположительно, изображены он и его покойная мать. Он забирает её с собой. Выждав немного, Артём продолжает путь и с большим трудом доходит до Смоленской. Там его встречает Мельник. Артём передаёт ему конверт от Данилы, в котором находится схема расположения уцелевшей военной базы. Путники решают заночевать на Киевской; там же они встречаются с Антоном, знакомым Мельника, который ещё до Мирового ядерного конфликта служил в ракетных войсках. Там же они встречают и Третьяка, ракетчика, и Мельник собирается разведать обстановку на Маяковской (где, согласно схеме, предположительно имеется выход в Метро-2 (Д-6)). Артём вместе с Антоном остаются в дозоре а туннеле до Парка Победы. Через некоторое время Артём идёт на ужин к начальнику станции, который признаётся ему, что на станции периодически пропадают дети. На следующее утро Артём узнаёт, что пропал сын Антона, Олег, и отправляется в туннели, где находит люк, ведущий в лаз, располагающийся по верху туннеля и ведущий через завал. Вместе с Антоном они идут на Парк Победы, но подвергаются нападению местных жителей — дикарей, которые исповедуют культ Великого Червя. От съедения парочку спасает отряд, возглавляемый тем же Мельником. Тут же находится Олег. Отряд отходит в другую сторону и обнаруживает, что с Парка Победы имеется ещё один вход в Д-6.

Проникнув в Метро-2 и миновав несколько заброшенных перегонов, они выходят на станцию, предположительно расположенную под Кремлём. Тут же выясняется, что на станции обитает некое существо, имеющее аморфное тело и умеющее применять психологическую атаку, предположительно, мутировавшее биологическое оружие. В результате атаки существа гибнет Олег и ещё один член отряда; Антон, до этого находившийся в беспамятстве от парализующего яда дикарей, приходит в себя и спасает остальных. Затем Мельник приказывает разделиться: Артём вместе с Ульманом должен подняться на Останкинскую телебашню и координировать ракетный удар, пока остальные осмотрят базу и приведут местные ракетные установки в действие. Артём и Ульман благополучно выбираются из Д-6 в тоннеле между Маяковской и Тверской и направляются к Проспекту Мира, где у Ульмана назначена встреча. На станции Артём узнаёт, что выходы из ВДНХ скоро будут взорваны, так как сдерживать атаку чёрных больше нет сил. Он отпрашивается у Ульмана сходить на ВДНХ и договаривается встретиться у выхода на поверхность. Придя на станцию, он встречает своего отчима и узнаёт, что Женька убит. Затем Артём поднимается наверх и обнаруживает, что прямо в вестибюле станции ВДНХ располагается гнездо огромного летающего монстра, «птички» на сленге сталкеров. Артём прячется от мутантов в заброшенном пункте обмена валюты. Через некоторое время к ларьку на бывшей пожарной машине подъезжают Ульман с товарищем и подбирают Артёма. Машина достигает башни, и группа поднимается наверх, откуда можно различить гнездо чёрных. Ульман передаёт группе Мельника координаты гнезда. Внезапно у Артёма начинаются видения, и он узнаёт, что чёрные вовсе не собирались враждовать с людьми. Наоборот, они пытались наладить с ними контакт и построить симбиотическое общество. Артём пытается установить с мутантами ментальную связь, но в это время ракеты достигают цели. В бессилии Артём срывает с лица противогаз и спускается домой, в метро.

Издания Править

Metro 2033 Eksmo

Обложка издания 2005 года, «Эксмо»

  • Книга имеет несколько редакций
    • Первый вариант романа, под названием «Метро», состоящий из 13 глав (2002 год). Был размещён автором на сайте m-e-t-r-o.boom.ru. Текст разделён по главам, и по ходу каждой главы есть ссылки на музыку, подобранную автором и рекомендуемую для прослушивания во время чтения.
      • От автора: «Главный герой в первой версии погибал от шальной пули. Так было надо по сюжету, с моей точки зрения. Но издательства отказались публиковать книгу в таком виде, говоря, что это не их формат. Тогда я опубликовал себя сам — в интернете. Создал сайт и разместил там текст. Через некоторое время он приобрел известность, сайт посетили десятки тысяч людей. Многие из прочитавших требовали оживить героя и продолжить книгу. Несколько лет спустя я и сам дозрел, собрался и переписал роман.»
  • Второй вариант романа — 20 глав (2005 год). Переработанный и дополненный второй вариант был размещен на сайте m-e-t-r-o.ru. Как и в первом варианте, в новых главах, кроме последней, присутствуют ссылки на музыку.
  • Первое издание романа в виде книги состоялось 24 октября 2005 года, она была выпущена издательством «Эксмо» тиражом 8 000 экземпляров, и позднее дополнительным тиражом 3 000 экземпляров.
  • Второе издание и новая редакция романа состоялась в 2007 году. В тексте были сделаны небольшие изменения, подстроенные под уже задуманный сиквел. Например, судьба Хантера, чётко известная в интернет-версии, в новой редакции не рассказывается, и Хантер снова появляется в первой главе «Метро 2034», также содержащейся в этом издании.

Галерея обложекПравить