ФЭНДОМ

Metro 2033-icon 

Мировой ядерный конфликт (Судный день, Катастрофа, Катаклизм, Атака, Последняя мировая война и т.д.) — условное название Третьей Мировой войны в мире «Метро 2033», случившейся в субботу, 6 июля 2013 года[1], и приведшей к почти полному уничтожению человеческой цивилизации, а также радиационному заражению практически всей поверхности Земли.

Описание Править

Причины Править

По словам создателя «Вселенной Метро 2033», Дмитрия Глуховского, сторонами войны являются Россия и Запад[2]. В качестве двух возможных сценариев начала войны Дмитрий назвал столкновение Израиля и Ирана или континентального Китая и Тайваня[3]. Изучение реальных событий 2013 года показывает, что из приведённых сценариев остаётся вероятным именно ближневосточный вариант. Иран вполне мог развязать ядерную войну, поскольку его ядерная программа на тот момент ещё не была свёрнута. А руководство Израиля ещё в конце 2012 заявило: если запасы 19,75% урана у Ирана достигнут количества, достаточного, при обогащении до оружейного уровня, для получения материала для одной бомбы — Израиль нанесёт превентивный удар. В пользу данного же сценария говорит статья «ПИР-Центра» за 2012 год[4]. Так или иначе, но истинные причины войны остались неизвестными. Ниже пойдёт возможное развитие конфликта.

Предположительный ход войны Править

После ядерного удара Израиля по Ирану на сторону Ирана встаёт Пакистан, на сторону Израиля — Индия, давний враг Пакистана. Израиль наносит удары по другим мусульманским странам. Пакистан поддерживает Китай. Тем не менее, ввиду крепких культурно-экономических связей с Индией, он воюет не против её.

Ещё до начала ближневосточной «горячей войны» в Минске проходили международные переговоры[5], которые должны были не допустить войны. Однако лидеры государств ни к чему не пришли. Учитывая претензии Израиля к ядерным разработкам Ирана, там обсуждалась целесообразность нанесения ударов по его ядерным объектам. Решение Израиля заставило беспокоиться НАТО и Россию[6]. В Тихоокеанском регионе были выдвинуты корабли ВМФ США, один из которых потопила Северная Корея[7]. Поскольку мир был уже не просто на грани всеобщей войны, а в самом её начале, это действие КНДР было воспринято Соединёнными Штатами как факт агрессии, что спровоцировало ядерный конфликт между Северной Кореей и США. На стороне КНДР оказался Китай, уже вовлечённый в разрастающийся ближневосточный котёл. Ударам корейцев, в соответствии с их планами, подверглись Япония и Южная Корея. Так как ядерный запас КНДР крайне мал, а она пошла против целых трёх стран, одна из которых обладает вторым по количеству ядерных боеголовок арсеналом, Китай «подсобил» термоядерным зарядом на километровой глубине близ берегов Японии. Острова Хонсю и Хоккайдо затопило, Владивосток и близлежащие территории региона накрыло мощной волной цунами[8].

Тем временем в Европе войска приводились в боевую готовность. В Прибалтике армия НАТО устроила манёвры, что было неверно истолковано Россией, и та запустила «Искандеры» против стран Северо-Атлантического альянса и их союзников[9]. Сбитые системами ПРО Европы[10] и России[5][11] боеголовки попадали на территории Беларуси и Украины, где подняли радиационный фон без непосредственных взрывов, но в то же время обеспечили спасение некоторых городов, например, Харькова. Таким образом, все ключевые страны вступили в Третью Мировую войну ещё в субботу.

Незадолго до войны Россия и Китай договорились об испытаниях китайского психотропного оружия на территории российского посёлка Золотое-1 6 июля. Эксперимент провели штатно, однако наблюдательный бункер в Маньчжурии подвергся ядерному удару со стороны США, с которыми Китай вступил в войну[12].

Когда стало ясно, что в этой войне победителей не будет, Соединённые Штаты, желая уменьшить риск, что враги или ещё кто-нибудь из выживших воспользуется оставшимися ракетами после окончания обмена ударами, применили тактику «выжженной земли». Они атаковали штабы МБДА в Великобритании, Франции, Германии, а также в Италии, где это сочли устранением конкурентов[13]

В Украине всё шло к Майдану, случившемуся в реальной жизни в ноябре 2013 года, и падение фонящих ракет и противоракет на «житницу Европы» спровоцировало вялотекущую гражданскую войну[14]. В Киев ввели танки[7]. Однако непосредственный удар по городам Украины произошёл не 6 июля, а несколькими днями позже. Так, по Харькову ударили 9 июля, во вторник, тремя днями позже[11].

Восприятие выжившими Править

Персонажи-россияне, оставшиеся в живых, утверждают, что врагами России являлись США и другие страны блока НАТО (в частности, согласно романам Дмитрия Глуховского «Метро 2034», Сергея Антонова «Рублёвка» и Андрея Гребенщикова «Обитель снов»). Согласно роману «Метро 2035», точка зрения о том, что врагами России являлись Америка и Запад, является официальной точкой зрения Совета Полиса. Украинцы же расходятся во мнениях касательно собственных врагов:

«

— Да ладно тебе, босс, не горячись так! Кто ж знал, что китайцы по нам жахнут? — прервал его размышления Лектор. Сайгон и не заметил, как начал думать вслух.
— Почему это китайцы? — Гильза вроде успокоилась. — Американцы! Это они войну начали!
— На кой мы нужны Америке и тем более китайцам? — Сайгон вытащил из рюкзака флягу с самогоном и немного отхлебнул, чтобы успокоить нервы. — Русские, больше некому. Это Москва по нам ударила. Дабы усмирить непокорных хохлов.
— Или пакистанцы. Они давно грозились, босс. Если от них не отстанут, то…
— А ещё я слышала, будто бы Северная Корея начала. Корейцы авианосец чей-то потопили или яхту, не помню, а тут Америка вмешалась, вроде как учения у берегов проводить надумала. Так корейцы предупреждали, предупреждали, а потом и жахнули. Ну и понеслось…
— У Ирана тоже была ядерная программа.
— Индия всё грозила Пакистану войной…
— А террористы…
— В Ираке ещё искали оружие массового поражения…
— Так ведь не нашли, босс. Китайцы, они во всём виноваты!

Александр Шакилов — «Война кротов»
»

Используемое оружие Править

Война примечательна использованием огромного количества всех основных видов оружия массового поражения, существующих на момент написания романа «Метро 2033»: ядерного, химического, бактериологического и электромагнитного. Точных данных о том, какие виды ядерного оружия использовались, нет. Однако некоторые выводы можно сделать по косвенным данным. Точно известно, что в Москве, возможно и в других крупных городах, перед ядерным ударом была применена электромагнитная бомба[15][16]. Мощность ядерных взрывов, коих в крупных городах было несколько, точно неизвестна. На территории крупных городов России после ядерного удара, большинство зданий хотя и частично разрушились, но всё же выстояли. Основным поражающим фактором ядерных ударов была ударная волна[17].

Наряду с оружием массового поражения, известны случаи использования обычного оружия с последствиями, сравнимыми с использованием ОМП. Так, для уничтожения Мончегорска и Оленегорска ракетами с обычными боеголовками были разрушены хлорные склады завода «Североникель», в результате чего население обоих городов было отравлено хлором[18].

Последствия Править

Известно, что победителя в этой войне не было. Точных данных о количестве погибших в мире нет, однако в «Метро 2035» упоминается что в ходе конфликта погибло около ста сорока миллионов россиян. Ядерной бомбардировке подверглось почти четверть земного шара[19], это позволяет утверждать, что только из-за ударов погибло как минимум 500 млн человек. Большинство крупных мегаполисов планеты были уничтожены, остальные — отравлены радиацией. Редкие выжившие скрылись в бомбоубежищах или бежали в малонаселённые места, относительно далеко расположенные от эпицентров взрывов. В целом, вся поверхность планеты в той или иной степени пострадала от Мирового ядерного конфликта. Государства и союзы распались, связь между городами и тем более странами и материками прекратилась. После войны в глобальном масштабе имеют место лишь редкие сеансы радиосвязи между выжившими группами людей[20][5], а также ещё более редкие перемещения людей между ними[21][22].

Также изменилась и география планеты: на месте пустыни Сахары выросли непроходимые джунгли[22], в Западной Европе наступил ледниковый период[23][13]. Данные изменения можно объяснить тем, что арктические воздушные потоки, проходящие над Британскими островами, ранее дувшие в сторону Скандинавии, теперь направлялись через Францию к Апеннинскому полуострову. Произошло мощное изменение климата, и в то время как одни страны навсегда замёрзли, в других (Сахарский регион) климат стал весьма благоприятным. Оледенение западной части Средиземного моря вызвало отток водной массы (в частности, в Венецианской лагуне), что привело к поднятию уровня воды в восточной части бассейна: Перекопский перешеек затопило, и Крым превратился в остров[24].

Ядерным ударам не подверглись некоторые страны Африки, Южной Америки и Азии, а также некоторые города. Благодаря этому некоторые регионы и страны смогли избежать больших потерь среди гражданского населения. Разумеется, повышенный радиационный фон, отравленные водоёмы, уничтоженные ведущие государства и ядерная зима (в Южном полушарии, скорее, ядерная осень) не способствовали сохранению довоенной государственности в чистых землях. Страны, чьи столицы были на берегу океанов, морей и рек, потеряли их, и если правительства вовремя не эвакуировались, это могло привести к наступлению анархии и распаду государств без дополнительных агрессивных факторов.

Судя по всему, на 2033 год число выживших варьируется от нескольких десятков до нескольких сот миллионов человек. Численность человечества продолжает неуклонно снижаться в следствие того, что новым миром правят анархия и беззаконие, а также ставшая агрессивной окружающая среда. Выжившие воюют друг с другом за оставшиеся припасы, медикаменты, оружие и др. Многие отбросили человеческую мораль и теперь действуют по принципу «Кто сильнее — тот и прав». Но немалое число людей всё же сумели сохранить человечность и моральные принципы, насколько это возможно, и создали общины с признаками государственности. Одновременно с этим на планете возникло множество разнообразных видов мутантов, являющихся теперь вершиной пищевой цепи. Для большей части из них человек не более чем добыча, однако есть и разумные мутанты. Некоторые из этих существ (чёрные, разумные собаки и др.) готовы идти на сотрудничество, чтобы помочь выжить человечеству и восстановить планету.

ГалереяПравить

ПримечанияПравить

  1. Кира Иларионова — «Код зверя» — дата прямо названа в прологе романа.
  2. Глуховский: Сталинский китель ерзает и просит нового хозяина (рус.). Собеседник (6 июля 2015). Проверено 8 июля 2015.
  3. Вопросы Дмитрию Глуховскому на презентации «К свету» в «Молодой Гвардии».
  4. Пир-Центр: Хронология развития иранской ядерной программы и международной ситуации вокруг нее (1968 — 2014).
  5. 5,0 5,1 5,2 Захар Петров — «Муос»
  6. Андрей Гребенщиков — «Обитель снов»
  7. 7,0 7,1 Александр Шакилов — «Война кротов»
  8. Дмитрий Глуховский — «Конец дороги»
  9. Роберт Шмидт — «Бездна»
  10. Дмитрий Глуховский — «Метро 2034»
  11. 11,0 11,1 Андрей Чернецов, Валентин Леженда — «Слепящая пустота»
  12. Юрий Уленгов — «Грань человечности». В 2013 году Россию и Китай можно было назвать союзниками, а возможность подобной договорённости укладывается в мировоззрение некоторых авторов. То, что удар нанесён Штатами, следует из выкладок выше.
  13. 13,0 13,1 Туллио Аволедо — «Корни небес»
  14. Владимир Березин — «Путевые знаки»
  15. В игре Metro: Last Light пилоты самолёта перед падением замечают яркую вспышку, после которой электроника самолёта отключается
  16. Одним из поражающих факторов электромагнитного оружия является отключение или сбой электроники
  17. Поражающие факторы ядерного удара: 50% энергии приходится на ударную волну.
  18. Андрей Буторин — «Север»
  19. Карта ядерных ударов
  20. Андрей Буторин — «Осада рая»
  21. Андрей Дьяков — «За горизонт»
  22. 22,0 22,1 Игорь Вардунас — «Ледяной плен»
  23. Грант МакМастер — «Британия»
  24. Никита Аверин — «Крым»

Ссылки Править

п • о • р

Персонажи

Существа

Коровы  • Оборотни  • Библиотекари  • Птеродактили
Локации Москва: Великая Библиотека  • Лабиринт

США: Небраска (упоминаются)

Техника

Аномалии

Двуликая