Фэндом

Метропедия

Муос

3562статьи на
этой вики
Добавить новую страницу
комментариев19 Поделиться

«Метро 2033: Муос» — роман белорусского автора-любителя под псевдонимом Захар Петров, выпущенный в рамках «Вселенной Метро 2033». Роман был написан в 2008 году и опубликован в свободном доступе в Интернете, однако бумажная версия, прошедшая редактуру, была издана и выпущена в продажу лишь в июне 2012 года, став двадцать шестой книгой серии.

Основное место действия романа — постъядерный Минск. По сюжету, после того, как выжившие москвичи ловят радиосигнал из Минска, в столицу Белоруссии прибывает экспедиция уновцев, организованная Полисом. Так как на поверхности Минска высокий уровень радиации, выжившие укрываются в метрополитене неглубокого заложения и других связанных между собой бомбоубежищах, в совокупности называемых «Муосом», и жизнь там гораздо труднее, чем в московском метро. Целью москвичей становится поиск среди разных группировок Муоса тех минчан, которые установили радиопередатчик. Главному герою романа — незаметному и униженному жизнью парню-уновцу по кличке Радист, под влиянием факторов, испытываемых в Минске по ходу сюжета, приходится изменить свою жизненную позицию и сыграть главенствующую роль в спасении Муоса от грозящей минчанам чудовищной опасности.

Сюжет Править

Rad red.png
ВНИМАНИЕ! Осторожно, спойлеры!
В статье присутствуют серьёзные спойлеры. Если не уверены, что ознакомлены с книгами, представленными в статье, читайте на свой страх и риск, либо покиньте страницу.

Путь в минское метро Править

Действие романа начинается в московском метро. Власти Полиса принимают решение о начале проекта «Цивилизация», призванного искать очаги жизни вне Москвы. Техники собирают радиопередатчик, антенну от которого сталкеры устанавливают на уцелевшую высотку. Однако сканирование радиоэфира не даёт результатов. Власти Полиса останавливают проект, но принимают решение не прекращать прослушивание. Начальником радиорубки назначают главного героя романа Игоря Кудрявцева — семнадцатилетнего паренька, который из-за того, что его мать была фашисткой, с детства был изгоем среди тех, с кем жил. По причине постоянных нападок и избиений со стороны сверстников Игоря было решено отдать в ученики старому радиомеханику Степанычу, и ко времени действия сюжета Игорь неплохо владеет ремеслом радиодела.

Двухнедельное прослушивание радиоэфира даёт результат. Выясняется, что из города Минска идёт радиосигнал с просьбами о помощи, основная часть населения города укрывается в минском метро и других подземных помещениях. Власти Полиса рассекречивают информацию о том, что Полис обладает возможностью доставить группу людей практически в любую точку земного шара. Формируется отряд, основанный на спецназе Полиса, однако в нём присутствуют люди из других государств московского метро (в том числе, с Красной линии), а также Игорь Кудрявцев в качестве радиомеханика, которому дают прозвище «Радист». Отряд называют «уновцами». На тренировках командир спецназа Дехтер, невзлюбивший Радиста за его фашистское происхождение, заставляет парня испытывать колоссальные нагрузки, попутно избивая и оскорбляя его. Однако Радисту по воле случая удаётся дать ему какой-никакой отпор. На стрельбище Радист показывает плохие результаты.

На вертолёте «Камбала» уновцы покидают Москву, направляясь к Минску. В городе Борисове уновцы отвечают на сигнал «S.O.S.», источник которого в темноте разобрать невозможно. Сигнализатором оказывается разумный мутант Молох. Он уничтожает пару бойцов, вышедших на поиск людей, но затем уновцы бросают на него две ракеты с вертолёта и обезвреживают мутанта.

Уновцы достигают Минска. Первоначальная их задача — поиск источника радиосигнала. Этим источником оказывается бывшая вышка сотовой связи, на которой установлен радиопередатчик и рядом с которым лежит труп девушки Галины Коржаковской, её последнее письмо и карта минского метро. Уновцы, следуя просьбе девушки в письме, спускаются в метро (именуемое нынче Муосом), на станцию Партизанская.

Партизаны, Нейтралы и Центр Править

Станция оказывается заросшей неизвестным растением (которое местные называют Лесом). На уновцев нападают лесники, и в битве против них отряд теряет нескольких бойцов. По туннелю, преследуемые лесниками, уновцы доходят до станции Тракторный завод, которая оказывается населённой мирно настроенными людьми и является частью партизанских лагерей. Радист понимает, что уровень жизни этих людей гораздо хуже, чем в московском метро.

Москвичи узнают, что станции в Муосе делятся на два лагеря: Верхний (вестибюль) и Нижний (сами станции). Пребывание людей в Верхнем лагере связано с постоянными работами на поверхности (возделыванием картофеля, сопротивляющегося радиации, и работой в некоторых мастерских) при том, что средств индивидуальной защиты в Муосе не хватает. В Верхнем лагере из-за постоянного воздействия радиации на них люди не живут более десяти лет, умирая от различных заболеваний. В Нижнем лагере уровень радиации приемлемый для постоянной жизни. На каждой станции партизан для большинства людей установлен возраст, достигнув который, им приходится переходить в Верхний лагерь.

Уновцев допрашивают, убеждаясь, что они говорят правду про своё прибытие из московского метро. Население станции несказанно радуется, узнав о гостях из другого метро. На станции Радист знакомится со Светланой, которая начинает нравиться ему, и с её воспитанницей — четырнадцатилетней Катей, которая уже имеет собственных двоих детей.

Партизаны устраивают праздник и приглашают на него москвичей. Ночью после праздника Радиста пытается соблазнить Катя. На следующий день уновцы разговаривают с командиром станции Кириллом Батурой. Он забирает у москвичей один огнемёт с целью поквитаться с Лесом. По словам Кирилла, партизаны не могли установить радиопередатчик, поскольку у них нет таких технологий. Командир станции предлагает уновцам следовать в Центр, жители которого могут обладать подобными технологиями. Москвичи присоединяются к торговому обозу ходоков и отправляются на следующую станцию — Пролетарскую.

На этой станции глава партизанских лагерей — столетний дед Талаш — разговаривает с командиром уновцев Дехтером. Последний даёт ему клятву о том, что сделает всё для того, чтобы спасти партизан. На Пролетарской в честь гостей также организовывают праздник, а ночью Радист, лёжа со Светланой, слушает её историю.

Уновцы и ходоки отправляются дальше — на станцию Первомайскую. В туннеле ходоки встречают уже знакомую им маленькую девочку Майку и её маму, которая мертва. Ходоки решают взять обеих людей с собой, чтобы оставить девочку на Первомайской, а её маму — там же похоронить. Путники успешно доходят до этой станции, являющейся форпостом Партизанской конфедерации и защищающей её от различных врагов, хотя сама станция находится на грани голода. Дехтер клянётся перед командиром станции Анкой, что москвичи пришли в Минск с благими намерениями и окажут помощь партизанам. Дехтер и Анка становятся близкими людьми. Светлана, которая очень привязалась к Майке, хочет оставить её на Первомайской. Однако оказывается, что Майка настолько привязалась к Светлане, что не хочет с ней расставаться.

Караван ходоков вместе с уновцами двигается дальше — на станцию Нейтральную, бывшую Купаловскую. В туннеле между Первомайской и Купаловской на путников нападают три змея — черви метровой толщины. Понеся большие потери, люди побеждают змеев. На Нейтральной лидер станции Голова сначала не хочет пропускать уновцев, потому что те ему не знакомы, но Светлана обещает Голове трёхкратную пошлину с их каравана за пропуск уновцев. Она объясняет Голове, кто они такие и зачем прибыли. Голова желает им удачи. Путники отправляются по Большому Проходу — бывшему пешеходному переходу между станциями метро Октябрьской и Купаловской, хотя Голова предупреждает, что там в последнее время творится какая-то чертовщина. В Большом Проходе водится шатун — некая сила, умеющая контролировать пространство и время. Путники сталкиваются с ним, но преодолевают проход, хотя и с большими потерями.

Радист знакомится с местными порядками, установленными Центром: все жители станции разделены на Уровни Значимости, причём наверху работают лишь жители с наиболее низкими двумя уровнями. Центровики ответственно относятся к своему уровню значимости, боясь потерять его, а люди с высоким уровнем гордятся им. Цель большинства центровиков — повысить свой уровень значимости и не допустить его понижения. Хотя такая социальная система эффективна, у неё есть и отрицательные стороны, приводящие к моральной деградации объединения. По причине бюрократии, порождённой уровнями значимости, уновцы задерживаются на станции надолго, прежде чем попасть на приём к Учёному Совету, возглавляющему Центр. Один из членов Учёного Совета, выслушав рассказ уновцев, констатирует, что Центр не мог быть инициатором радиопередачи, и единственное место в Муосе, где это могли организовать, являются Штаты Америки. Уновцы и Светлана собираются отправиться на станции, принадлежащие американцам. Светлана наедине встречается с Владимиром Буковским — членом Учёного Совета, который в юности Светланы ходатайствовал об учёбе девушки в Университете Центра. Буковский предлагает Светлане остаться в Центре, однако она отказывается.

Штаты Америки Править

Светлана, Митяй, Майка и уновцы добираются до первой американской станции — Немига-Холл. Караван остаётся у входа на станцию, а на приём к губернатору идут Светлана, Дехтер и офицер-центровик Валерий Глина, выделенный путникам в помощь. Губернатор пренебрежительно и по-хамски разговаривает с гостями, однако благодаря красноречию Светланы, путники получают возможность продолжить свой путь по территории Штатов к президенту. На станции Фрунзе-Кэпитал путники идут на приём к президенту Рэю Славински и рассказывают ему о своей цели. В конце приёма американцы обманом пленяют Дехтера, Светлану и Глину. Славински вызывает Дехтера для разговора. В своём кабинете он предлагает уновцу присоединиться к Америке и занять высокую должность при президенте, а Светлану — сделать его рабыней. Позже Рэй показывает Дехтеру чемоданчик, с помощью которого управляется ядерный заряд, заложенный американцами на Октябрьской и грозящий смертью всему Муосу, если на то будет воля Рэя. Связанный Дехтер, действуя одними ногами, убивает президента, уничтожает чемоданчик, после чего сам погибает от стрел охраны.

Оставшийся в другом конце Немига-Холл отряд центровиков, уновцев и нейтралов приглашается на станцию Фрунзе-Кэпитал. После того как путники проходят Немига-Холл, американцы пробуют уничтожить их, однако, хоть и с большими потерями, отряд справляется с американцами. При этом путники оказываются в западне — между станциями Немига-Холл и Фрунзе-Кэпитал. Однако Майка, которая всё это время с ними, знает дополнительный выход и ведёт героев своей дорогой. Ценой жизней двоих уновцев путники спасаются от погони, уйдя по наводке Майки в боковой туннель между станциями. Ментал начинает чувствовать что-то неладное, связанное с Майкой.

Светлана и Глина спасаются из плена. Глина обезоруживает охранника, а затем, воспользовавшись паникой американцев в связи с убийством президента, спасается вместе со Светланой, благодаря советнику президента по внешним связям Геннадию Глинскому, который является шпионом Центра и хорошим знакомым Светланы. Глинский рассказывает Светлане об Игнате Заенчковском, который после смерти президента захватил власть в Штатах.

Тем временем, ведомые Майкой, путники добираются до какого-то бункера-поселения, на который недавно напали ленточники. Расанов констатирует, что дальнейшее выполнение задачи об установлении инициатора радиосигнала невозможно, и предлагает вернуться к радиопередатчику мёртвой сталкерши, с помощью которого в дальнейшем будет вестись связь. Во время ночлега при загадочных обстоятельствах взрывается граната Ментала, накрытая его телом. После ночлега путники плутают по подземным коммуникациям, тщетно надеясь выйти к Нейтральной. Они натыкаются на поселение, в котором обитает семья Страпко, живущая на грани голода. Путники делятся с поселенцами своими припасами.

Ленточники и диггеры Править

Продолжая путь по неметрошному Муосу, отряд попадает в западню к ленточникам. Понеся большие потери среди своих, ленточники пленяют уновцев. Радист узнаёт, что Майка была ленточницей, её целью было привести уновцев к ленточникам, и именно она взорвала Ментала, который начал что-то подозревать на её счёт. Третий по старшинству среди ленточников, Миша, выбрал Радиста для того, чтобы сделать его ленточником своего порядка: то есть, поскольку обращение нового человека в ленточника производится путём вживления ему в затылок червя-Хозяина, Миша хочет отдать Радисту своего червя, сделав уновца носителем Третьего Прародителя, которым до этого он является сам. Для этого Миша решает подробно объяснять Радисту быт и устройство ленточников. Он устраивает уновцу экскурсию по станциям ленточников.

Радиста, Расанова, Лекаря и других уновцев садят в охраняемую клетку. Население станции, движимое идеей «осчастливливания», не скрывает своего маниакального желания немедленно осуществить это, а однажды сами охранники пытаются осчастливить уновцев, причём Лекарю они успевают пересадить Хозяина. Радист несколько дней отказывается от пищи, чем вынуждает Мишу кормить его насильственно.

Тем временем Глина и Светлана покидают Америку. В туннелях они сталкиваются с враждебно настроенными маврами, которые пленяют девушку. Хитростью Глина спасает Светлану. Он рассказывает девушке о цели своего пребывания с ней и задерживает мавров ценой своей жизни, пока она убегает. Светлана, разговаривая лишь с Богом и надеясь на Него, добирается до Нейтральной.

Со временем истощённого и замученного Радиста, а также Расанова из гнезда ленточников спасают светлые диггеры и их питомцы нопсы. Радист приходит в себя в лагере диггеров, там же находится и Светлана. Они счастливы встрече. Светлана рассказывает Радисту о секретной организации «За Единый Муос», которая верит в объединение всех общин Муоса и пытается этого достичь. Светлана говорит Радисту, что он и есть Присланный, о котором говорится в легенде диггеров. Радист это отрицает. Светлана приводит весомые аргументы, связанные с тем, что все станции и поселения, которые прошли уновцы, терпят перемены, а кроме него Присланным никого из уновцев назвать нельзя по различным причинам. Светлана вместе с Радистом и Расановым принимает решение участвовать в экспедиции на Поверхность, чтобы забрать радиопередатчик. Радист и Расанов намереваются научить местных пользоваться радиопередатчиком и собираются возвращаться в Москву. Радист хочет забрать с собой Светлану, однако она из-за данной партизанам клятвы не может согласиться.

Путь к победе Править

Вышедшие на поверхность герои узнают, что ленточники, включая обращённых уновцев, выдвинулись за передатчиком раньше них. Обращённые уновцы намереваются достигнуть вертолёта и улететь, выполнив мечту ленточников (обратить население Москвы). Оказывается, что ленточники уже сняли радиопередатчик с вышки и торопятся к вертолёту. Начинается перестрелка между главными героями и ленточниками. Благодаря Светлане, ленточники попадают в западню и не имеют возможности продолжать дальнейший путь к вертолёту. Радист и Расанов добираются до вертолёта, садятся в него и кратко описывают текущую ситуацию оставшимся там уновцам. Вертолёт поднимается в воздух и расстреливает ленточников и обращённых уновцев. Затем вертолёт подбирает Светлану, которая умирает: её фильтр противогаза оказывается неисправным. Выясняется, что она знала об этом изначально, но всё равно отправилась в путь, понимая, что Расанов и Радист не справятся без неё. Светлана, осенив Радиста христианским крестным знамением, умирает. Радист хоронит её так, как это делали до Последней Мировой.

Несмотря на возражения и уговоры Расанова, Радист решает вернуться в метро, чтобы выполнить волю Светланы и спасти Муос. Оставшиеся трое уновцев отправляются в Москву, но перед этим лётчик Родионов уничтожает корневище Леса. Радист руководит сбором радиопередатчика, после чего успешно связывается с Москвой, однако узнаёт от московского радиотехника Степановича, что вертолёт с уновцами не вернулся.

Радист отправляется в Свято-Ефросиньевский монастырь, надеясь получить ответ на вопрос «как спасти Муос» у отца Тихона. Священник не даёт ему ответа: он посылает Радиста в палатку тяжелобольных, в прислужники к сестре Марфе, и предлагает ему прийти за ответами через пять дней. В обязанности Радиста входит всяческий уход за пациентами, которые страдают от наиболее тяжёлых форм болезней (вплоть до того, что гниют заживо) и мучаются от боли. Первый день послушания Радист переносит с большим трудом и, придя к священнику, разговаривает с ним, надеясь всё же получить ответы немедленно. Ничего не добившись, он возвращается к послушанию.

Во время службы Радист знакомится с врачом Анастасией Глинской и её детьми, которые каждый день приходят к тяжелобольным. Радист начинает привыкать к своему послушанию и со временем находит всё меньше оправданий своему желанию уйти из монастыря. Через пять дней Радист с облегчением приходит к отцу Тихону, но тот вновь отправляет его на послушание ещё на пять дней. Обиженный Радист порывается уйти из монастыря, но память о Светлане и безысходность заставляют его вернуться на службу. Пациенты оказываются печально взволнованы тем, что пятидневный срок послушания Радиста истёк, и радуются вести о том, что Игорь остаётся.

Проходит ещё пять дней. Радист теперь уже с удовлетворением несёт послушание и на десятый день забывает прийти к отцу Тихону. Тот сам начинает разговор с ним. Священник объясняет, что у Радиста чистое сердце, но спасти Муос он хотел лишь из-за памяти к своей покойной любимой Светлане; чтобы укрепить желание Игоря выполнить свою клятву над могилой Светланы, Тихон отправил его в палатку тяжелобольных, чтобы он научился любить и таких людей. А теперь, по словам священника, Радист готов осуществить своё желание, причём своими силами, и не оружием, а словом.

Присланный отправляется по станциям и поселениям Муоса. Он призывает жителей объединиться для битвы с ленточниками. Отчасти благодаря высокому удельному весу представителей организации «За Единый Муос» на станциях, а также благодаря Божьей помощи ему удаётся объединить Партизан, американцев, центровиков, нейтралов и диггеров, создав сильное войско. Они договариваются с ленточниками о поле боя.

Во время встречи армии людей и орды ленточников Присланный и носитель Первого Прародителя разговаривают. Затем происходит битва один-на-один мощного Первого и физически слабого Присланного, в которой Присланный, благодаря прошлым спаррингам с Дехтером в Москве, одерживает победу, пользуясь неуклюжестью соперника. Видя данную победу, армии теряют последние капли терпения и начинают смертельный бой.

Создание и выход романа Править

Захар написал роман «Муос» в 2008 году, находясь под впечатлением от книги Дмитрия Глуховского «Метро 2033». Данный роман, по заявлению Дмитрия Глуховского, наряду с книгой Сурена Цормудяна «Второго шанса не будет», стал одним из первых полноценных романов по миру «Метро 2033»[1].

У романа, который был пока ещё «сетевым», появилось множество поклонников[1]. После старта «Вселенной Метро 2033», вопреки просьбам поклонников романа, книга долгое время не издавалась: как комментировал это Глуховский, «у текста очень много проблем»[2]. Однако в 2012 году доработанная версия «Муос» была издана в рамках Вселенной Метро 2033 и 6 июня того же года поступила в продажу[3].

Гонорар за издание книги, согласно странице Захара «В Контакте», автор перечислил на благотворительность:[4]

«Гонорар за издание книги „Муос“ перечислен на благотворительный счёт для лечения Вергейчик Маши — маленькой девочки из белорусского города Борисова. Чтобы убедиться в актуальности помощи, я предварительно позвонил отцу девочки (он разместил свой телефон в Интернете). Пять минут общения с мужиком, растворившимся в боли своего ребёнка и уже больше года живущим одной надеждой, укрепили моё решение, как распорядиться с внезапно свалившимися на голову деньгами».

25 января 2015 года Захар Петров написал на своей странице о том, что Маша умерла[4].

Отзывы Править

Рецензент от журнала «Мир Фантастики» в своём отзыве отметил как положительные, так и отрицательные качества произведения. Позитивной оценки удостоилось тщательное и реалистичное описание каждого персонажа и мутанта, яркое отражение в романе местного колорита, а также «умение создать настроение». В качестве негативных моментов были отмечены стилистическая простота текста и излишняя патетика, вызванные, по мнению критика, непрофессионализмом автора[5].

Анна Калинкина, автор нескольких романов в рамках «Вселенной Метро 2033», называет «Муос» одной из своих самых любимых книг в серии[6]. Она же даёт краткую отсылку к событиям «Муоса» в своём романе «Кошки-мышки», по сюжету которого главная героиня Кошка рассказывает Сергею о факте приёма радиосигнала из «далёких краёв» специалистами в Полисе, об отправлении туда экспедиции и о том, что экспедиция не вернулась[7].

Рейтинги Править

В начале 2013 года, по результатам опроса в официальном сообществе «Вселенной Метро 2033» в социальной сети «ВКонтакте», преподнесённого как подведение предварительных итогов 2012 года, книга «Муос» стала лучшей книгой среди книг Вселенной, изданных в 2012 году[8].

Роман занял четвёртое место в официальном голосовании «Лучшая книга Вселенной-2012», которое было осуществлено в декабре 2013 года[9].

Продолжение Править

Создание и выпуск Править

В 2009 году, после написания романа «Муос», Захар Петров начал работу над продолжением «Муос: Чистилище», которое, по его заявлению, стало последней книгой данной дилогии, написанной под его авторством. Поскольку действие романа происходит не в 2033 году, данный роман не войдёт в книжную серию «Вселенная Метро 2033»[10].

Публикация романа, как и в случае первой части, происходила в интернете по главам, главы публиковались по мере их написания автором. В сентябре 2011 года была опубликована десятая глава второй книги[11]. Летом 2012 года Захар Петров объявил, что всё ещё пишет 11 главу[10]. Наконец, летом 2013 года автор объявил, что перестаёт поглавную публикацию романа, а планирует завершить произведение, заодно отредактировав предыдущие главы, и затем опубликовать его целиком[12].

В сентябре 2013 года обещанное произведение появилось на официальном сайте романов «Муос» и «Муос-2»[12]. В августе 2014 года на сайте появилась обновлённая версия романа, которая в результате редактирования стала «другой: взрослой и серьёзной»[13]. На данный момент эта версия окончательная.

Сюжет Править

Rad red.png
ВНИМАНИЕ! Осторожно, спойлеры!

«Муос: Чистилище» является прямым продолжением романа «Муос», но с другими героями. Согласно ему, в Великом Бою ленточники потерпели поражение, и большая часть Муоса (кроме части неметрошных поселений) объединилась в одно государственное образование — Республику. Роман представляет собой жизнеописание главной героини Веры Пруднич, которая, родившись в мирном минском поселении после Катастрофы, в детстве становится свидетельницей уничтожения своего поселения и единственной выжившей в нём. У неё появляется мечта: стать тем, кто среди населения Муоса пользуется едва ли не крупнейшим уважением, — следователем. В результате, Вере приходится пройти шаги, непосильные обычному человеку, побывать в разных ролях — диггером, армейцем, спецназовцем, пройти обучение в Университете и стать офицером спецназа, после чего она наконец становится следователем. Всё это время Вера пытается понять, что есть добро, и найти соответствующий смысл своей жизни; в каждой из ролей её взгляды меняются.

В это время Вера влюбляется в преподавателя Университета по имени Вячеслав, от него же узнаёт о научно доказанном Крахе — постепенной деградации и одичании всего населения Муоса, а также о том, что Вячеслав нашёл способ сохранить накопленные человечеством знания и перенести их через «тёмные века» к тому времени, когда население Муоса вновь начнёт развиваться. Также в это время Вера узнаёт о пророчестве диггеров, в котором говорится о Деве-Воине; многие, кто хорошо знает об экстраординарных достижениях Веры, считает её той самой Девой-Воином. Часто Вере является Присланный в образе Идущего-По-Муосу, даёт ей советы, успокаивает боль.

Позже выясняется, что правдой являются как предсказания учёных по поводу Краха, так и пророчество диггеров. Крах начинается, и последней задачей Веры и её единомышленников становится воплощение идеи Вячеслава о сохранении накопленных человечеством знаний в жизнь.

Интересные факты Править

  • Роман был написан ещё в 2007 году, то есть по сути — это первая книга «Вселенной».
  • Долгое время роман не хотели брать из-за того, что события разворачивались в 2051 году. В связи с этим полное сетевое название было «МУОС. Постъядерный мир. Постъядерный Минск».
  • «МУОС» означает «Минское управление оборонными сооружениями».
  • Если «Корни небес» были посвящены теме католической религии, то «МУОС» — православной. А в романе «Белый барс» раскрывается тема ислама.
  • Упоминается президент Беларуси, и это не А. Г. Лукашенко.
  • Был номинирован на премию «Лучший дебют» («Серебряная стрела», 2012).

Примечания Править

  1. 1,0 1,1 Объяснительная записка Дмитрия Глуховского в книге «Муос»
  2. Вопросы Дмитрию Глуховскому В Контакте
  3. Это свершилось! «Муос» поступил в продажу!
  4. 4,0 4,1 Захар Петров Запись на стене (рус.). Вконтакте (24 сентября 2012). Проверено 10 мая 2015.
  5. ЗАХАР ПЕТРОВ «МЕТРО 2033. МУОС» (рус.). Мир фантастики. Проверено 4 августа 2014.
  6. Анна Калинкина Запись на стене (рус.). ВКонтакте (26 августа 2014). Проверено 26 августа 2014.
  7. Анна Калинкина — «Кошки-мышки»
  8. Результаты предварительного голосования за лучшую книгу серии 2012 года // Официальная группа Вселенной Метро 2033 В Контакте
  9. Результаты голосования ЛКВ-2012
  10. 10,0 10,1 Вопрос-ответ с онлайн-презентации романа «Муос»!
  11. http://www.m-e-t-r-o.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=5740&postdays=0&postorder=asc&start=315
  12. 12,0 12,1 Захар Петров Вселенная Метро 2033 (рус.). ВКонтакте (5 июля 2013). Проверено 6 июля 2013.
  13. Захар Петров Запись на стене (рус.). ВКонтакте (30 августа 2014). Проверено 27 апреля 2015.

Ссылки Править

п • о • р
«Муос»
Персонажи Радист • Светлана • Москвин • Степаныч • Александр Расанов • Особист • Комиссар • Ментал • Алексей Родионов • Бульбаш • Дехтер • Галина Коржаковская • Сергей Коржаковский • Валентина Коржаковская • Лекарь • Талаш • Катя • Кирилл Батура • Лёнька • Купчиха  • Митяй  • Степан Дубчук  • Анна Лысенко  • Тихон  • Майка  • Анка  • Голова  • Мясник  • Остапа  • Серик  • Аркадий Аркадьевич • Ежи Гроздзинский • Владимир Буковский • Рэй Славински • Игнат Заенчковский • Валерий Глина • Джексон  • Губернатор Немига-Холл • Нинка • Геннадий Глинский • Алла • Миша • Страпко • Второй Прародитель • Третий Прародитель • Юргенд • Зозон • Гапон • Марфа • Анастасия Глинская • Михалыч • Анна • Гончар • Ольга
Флэшбеки: Валерий Иванюк • Семён Тимошук • Удовицкий • Шурба • Моррисон • Александр Заенчковский • Ангелина • Корень • Кукла • Драйв • Марго • Северов
Локации Москва: Арбатская • Тверская • Боровицкая

Белоруссия: Борисов • Минск • Муос • Минский метрополитен
Автозаводская линия: Могилёвская  • Автозаводская  • Партизанская  • Тракторный завод • Первомайская • Нейтральная • Немига-Холл • Фрунзе-Кэпитал • Молод-Парадиз • Вест-Гейт • Спортивная • Кунцевщина • Каменная горка
Московская линия: Институт культуры • Площадь Независимости • Октябрьская • Площадь Победы • Площадь Якуба Коласа • Академия наук • Парк Челюскинцев • Московская • Восток • Борисовский тракт • Уручье • Бронная Гора
Прочие локации: Большой Проход • Вокзал • Свято-Ефросиньевский монастырь • Бункер Театра Оперы • Машеровские переходы • Новосёлкино • Гараж
Литва: Военная база США в Литве

Существа бульдог • Молох • Лес • змей • ползун • Шатун • морлок • Хозяин • кот • торчун • жабка • мутировавший гриб-пеницил • нопс  • Тузик
Организации и группировки Москва: Полис • Красная Линия • Четвёртый Рейх • Арбатская конфедерация  • уновцы

Минск: Минское управление оборонными сооружениями • лесники • Партизанские лагеря • Центр • ходоки • диггеры (светлые диггеры • дикие диггеры) • Земляне • Штаты Муоса • Независимые Станции Востока • ленточники • мавры • милитария Северова • Республика

Технологии Камбала • термальная электростанция • арбалет • картофель • секачи
Прочее Цивилизация • Верхний лагерь • Нижний лагерь • Университет • Учёный Совет • кровянка • Уровень Значимости • Поэма Знаний
Захар Петров • Вселенная Метро 2033 • АСТ • Мир романа «Метро 2033»

Также на Фэндоме

Случайная вики