ФЭНДОМ

«Метро 2033: Ниже ада» — дебютный роман российского писателя-фантаста Андрея Гребенщикова, написанный в рамках «Вселенной Метро 2033». Четырнадцатая книга серии. Первый роман, выпущенный в рамках цикла «Голоса выжженных земель».

Действие романа происходит в Екатеринбурге. Главные герои — два подростка, один находчивый, расчётливый и сообразительный, другой же наивный романтик, полагающийся больше на свои чувства. Им вместе предстоит отправиться на задание, суть которого неясна вплоть до самого последнего момента и узнать, чем грозит спуск ниже ада и что несёт за собой раскрытие завесы грехов прошлых дней...

Сюжет Править

Rad red
ВНИМАНИЕ! Осторожно, спойлеры!

Уход с Ботанической Править

Действие разворачивается на большевистской станции «Ботаническая». Молодой пятнадцатилетний парень Иван Мальгин возвращался с дежурства на станцию, но завскладом Василич приказал парню ещё немного поработать. Но начальник станции Павел Семёнович Федотов освободил дозорного от работы. Позже, Федотов-старший вызывает к себе Мальгина, чтобы тот рассказал ему про случившийся ночью инцидент с Чкаловской. Федотов, услышав, что отношения с Чкаловской обострились, решает навестить станцию.

Мальгин же встречается со своим другом — Константином Федотовым (сыном Павла Семёновича) и уходит вместе с ним на поверхность на поиски «Саркофага». По пути к ним присоединяется невеста Ивана — Света.

Поверхность Править

Выйдя на поверхность, Света тут же начинает расспрашивать Федотова о местности. Отойдя от «Дирижабля» (торгового центра), они попадают в засаду волколаков и дятла, который кружит в небе. Живчик (прозвище Кости) приказывает отойти в здание у заправки и пожечь его. Так и происходит. Палки, которые герои опускают в огонь, становятся факелами, которыми они отпугивают волколаков. Федотов приказывает Ивану и Свете уходить в безопасное место, предупреждая, что сам он справится. Однако Костю всё же выручает Иван, прибежавший на выручку.

Войдя в лес, они замечают грузовик «Урал» в кабине которого находят документы от Игната Москвича — война Динамо в период Первой войны.

Выйдя из леса, они обнаруживают гигантскую воронку, на дне которой они обнаруживают проход в катакомбы. Как оказывается, там были люди. Их разговор и подслушивают герои. Оказывается, чкаловцы просят людей из Бункера помочь им, захватив Ботаническую. Герои разделяются, чтобы найти документы операции. Костя находит их и они собираются выбираться. Но их обнаруживает блондин — Маркус Тевтон, который убивает Свету. Иван в ответ выстреливает в него и сносит ему часть лица. Федотов и Мальгин выбираются из Бункера, но обратно не возвращаются. Всё было уже предрешено — «Ботаническая» пала.

Переворот Править

В это время, Генрих Станиславович Вольф — глава Бункера, захватив станции Большевиков, начинает подозревать о готовившемся против него переворота, в частности людьми Маркуса и Краснова. Когда уже становится точно ясно, что люди Кранова идут за Вольфом, Валентин Пантелеевич — друг Генриха, выводит его и верных ему людей в лицах молодого биолога Гринько и лейтенантши Никитиной, отряд которой уже ожидал на поверхности. Поднявшись на поверхность, генерал приказывает отряду дойти до северных станций, чтобы найти других людей, которые пойдут за ними.

Через Пояс Щорса Править

Тем временем, Иван и Костя остаются на ночлег в одной из многоэтажек Екатеринбурга. Во время дежурства Мальгина, его гипнотизирует сирена и выводит на балкон, где Иван оказывается ослеплён солнцем. Костя, надев Мальгину повязку, ведёт его через Пояс Щорса. Там их настигает Дядюшка Айк и уносит их в своё жилище. Там, эмпат Айк не смог воздействовать на Ивана, зато смог подчинить своей воле Костю. Иван же, оклемавшись, оглушает Айка и уводит Костю за собой в сторону Бажовской.

Хозяйка Медной Горы Править

В одном из туннелей Бажовской, герои сталкиваются с Уроборосом — полумифическим змеем, но убегают от него. Разделившись с Федотовым, Мальгин попадает на Бажовскую. Оттуда его выводит Анна Петровская — «Хозяйка Медной Горы». Она приводит Мальгина в своё жилище, где объясняет, что она всего лишь призрак и возвращает Ивану зрение. После этого, она показывает Мальгину своеобразное «кино», связанное с событиями прошлого: участие Анны, её жениха Игната и других в Первой войне, и про правду деда Ивана — Александра Мальгина. После этого, объяснив Ивану, что он должен закончить то, что не смогла Анна — пожертвовать собой, чтобы спасти Метро от радиактивной опасности, которая якобы исходит из того самого «Саркофага».Но, в последний момент, сжалившись над Иваном, Анна выводит его обратно к Живчику и исчезает.

Путь Маркуса и Вольфа Править

В это время, заметив отсутствие Вольфа, Маркус также решает добраться до северных станций раньше генерала, но на вертолёте. Взяв с собой пятнадцать бойцов, он оставляет часть из них у Пояса Щорса, чтобы устроить засаду на отряд Вольфа. В Поясе Щорса, вертолёт подбивают с земли и он падает на здание. Выживают лишь Маркус и два члена его отряда — Алексей Бердников и Лев Ионников. Вместе с ними, Маркус, скрипя зубами продолжает своё путешествие.

Отряд Вольфа тем временем, находит уцелевшую технику: грузовик «Урал» и мотоцикл. На своём пути, они попадают в засаду людей Маркуса, в результате которой подрывается мотоцикл с экипажем в лицах Вали Мехсы и Любы Удачницы. Перед смертью, Валя успела захватить с собой двоих из отряда Маркуса. Спустя какое-то время, Вольф приказывает бросить технику и путь продолжается пешком. У пруда около ЦПКиО на отряд нападает Осьминог. Он убивает сержанта отряда — Ирину Броню, а двое других члена отряда — раненая Ксюша Стрела и Лена Монашка спасают отряд, подорвав собой Осьминога. Как выяснилось позже, это геройство было напрасным. У парка, на уцелевших нападают Оборотни, контролируемые Осьминогом. Гринько, которого успел ранить оборотень, говорит, что на территории парка Осьминог бессилен. Все отступают туда. Мутанты их не преследуют. Один из членов отряда — Ольга (сестра погибшей Ксюши) говорит, что она остаётся с раненым Гринько, чтобы обеспечить ему медицинскую помощь. Генерал, приказав обоим выжить, продолжает свой путь с Никитиной дальше.

Встреча в башне Править

Иван и Живчик, пройдя через Бажовскую, попадают в старую башню, где встречаются с Отшельником — другом деда Ивана и командира Динамо. Тот показывает им подземный путь, который ведёт к ОДО (Окружной Дом Офицеров), где находится пульт управления ракетами, чтобы подорвать Бункер. В башню врываются Генрих и Никитина. Живчик, как только увидев старого врага, стреляет в генерала, но его спасает Катя, подставившись под пули. Костя, перед тем, как уйти, поражается смелостью Никитиной. После этого, Генрих прячется, а Мальгин с Федотовым уходят. Отшельник предлагает Генриху последний бой, на что тот соглашается.

Но в этот самый момент, башню подрывает вертолёт, по приказу находившегося неподалёку Маркуса. Вертолёт подбирает Маркуса и возвращается в Бункер. Однако, на пути к базе, вертолёт теряет управление и падает. Пилоты сгорают заживо. Маркус выживает, хотя он всё ещё мог помочь пилотам, но не стал. Дойдя до ОДО, он замечает Живчика и Ивана. Маркус открывает по ним огонь и убивает, как ему кажется, Живчика. Иван же, подойдя к Тевтону, жестоко убивает его, мстя за своих друзей и станцию.

Конец Править

Зайдя в ОДО, Иван таки запускает ракету, которая уничтожает Бункер и мутантов с Уктусских гор, которые в тот момент напали на Бункер. К нему подходит мастер Вит — глава Ордена Зеркала и сообщает, что Федотов-младший не умер и сейчас возвращается на родную Ботаническую. Однако Иван не сможет пойти за ним, т.к. подхватил лучевую болезнь. Чтобы спасти Ивана от смерти, Вит уводит его в Пояс Щорса, обещая что там Мальгин сможет излечится.

Персонажи Править

Главные герои Править

Второстепенные герои Править

Остальные персонажи Править

Упоминаемые персонажи Править

  • Павел Петровский — сталкер, удочеривший Анну;
  • Фат — боец отряда Игната Москвича;
  • Бабах — боец отряда Москвича;
  • Понт — боец отряда Москвича;
  • Юпи — боец отряда Москвича;
  • Денис — боец отряда Москвича;
  • Павел Николаевич (Геракл) — солдат Динамо, один из смертников, отправившихся защищать церковь в 2017 году во время молебена;
  • Додон — командир войск на станции «Площадь 1905 года», добровольно пошёл вместе со смертниками защищать церковь в 2017 году во время молебена;
  • Дмитрич — начальник станции «Чкаловская»;
  • Сызранов — заместитель Дмитрича;
  • Корнет — солдат Динамо, покровитель детей. Старый друг Отшельника;
  • Алексей Александрович Краснов — один из верхушки Бункера, вместе с Маркусом устроивший там переворот.

Место действия Править

Основное место действие происходит в городе Екатеринбурге. Часть романа происходит на поверхности, часть в метрополитене. Описывается такие станции, как «Ботаническая», «Чкаловская» и «Бажовская». Также фигурирует аномальное место на поверхности — Пояс Щорса.

Награды и номинации Править

Ответственный редактор серии Вячеслав Бакулин номинировал роман на звание «Лучшее описание мира 2033» (Екатеринбург) и назвал обладателем премий «Лучшая женская роль второго плана» (Анна «Хозяйка Медной горы» Петровская) и «Лучший злодей» (Генрих Станиславович Вольф) на Церемонии вручения «Лучшей книги „Вселенной Метро 2033“-2011». Там же «Ниже ада» получил шуточную премию «Наследие Стивена Кинга» от «RadioUniversum».

Интересные факты Править

  • Первый роман, дебютный для автора с портала, отобранного не из ТОП-5, а из ТОП-20 фанфиков.
  • Сюжетно продолжает и дополняет авторский фанфик «201X: Свердловский цикл».
  • Основоположник самого большого цикла в проекте — «Голоса выжженных земель».
  • Впервые объявляется задумка сверхсюжета — о выживших в Сибири правительственных войсках.
  • Один из самых мистических романов серии.
  • Был номинирован на премию «ЕврАзия» («Аэлита», 2012).

Ссылки Править

п • о • р
«Ниже ада»

Персонажи

Иван Мальгин  • Константин Федотов  • Генрих Вольф  • Никитина  • Маркус Тевтон  • Анна Петровская  • Игнат Москвич  • Гринько  • Павел Федотов  • Светлана Игошина  • Вит  • Дядюшка Айк  • Отшельник  • Александр Мальгин  • Валентин Пантелеевич  • Алексей Леонидович  • Валерий Алексеевич  • Семеновых  • Крестьянинов  • Павел Филимонов  • Ростислав Григорьевич  • Инна Броня  • Ксюша Стрела  • Валя Мехса  • Оля Ураган  • Люба Удачница  • Лена Монашка  • Гера Кабан  • Лев Ионников  • Ираклий  • Алексей Бердников  • Петрик  • Семён Лупень  • Борис Саблезуб  • Фат  • Бабах  • Понт  • Юпи  • Денис  • Геракл  • Додон  • Павел Петровский  • Комаренко  • Николай Васильевич  • Ильяс  • Кирилл Топырёв  • Фёдор Топырёв  • Артур Шарифович  • Сызранов  • Дмитрич  • Михалыч  • Илья  • Кремень  • Корнет  • Алексей Краснов

Существа

Метелица  • Хорхь  • Оборотень  • Дятел  • Волколак  • Уроборос  • Царь Грёз  • Красный плющ  • Осьминог  • Сирена  • Гигантский крот  • Жабы  • Кирпичник  • Каменная птица  • Князь Тишины  • Коптилька  • Слепень
Локации Екатеринбургский метрополитен: Ботаническая  • Чкаловская  • Посадская  • Волгоградская  • Бажовская  • Уральская  • Уралмаш  • Машиностроителей  • Проспект Космонавтов  • Уктусские горы  • Бакинских Комиссаров  • Динамо  • Площадь 1905 года  • Геологическая

Екатеринбург: Чёрный тюльпан (Три брата)  • Пояс Щорса

Свердловская область: Верхнее Дуброво

Организации Большевики  • Бункер  • Конфедерация Уралмаша  • Орден Зеркала  • Федералы

Аномалии

Пояс Щорса  • Бажовская костница
События Первая война
Андрей Гребенщиков • Илья Яцкевич • Голоса выжженных земель • Вселенная Метро 2033 • АСТ