ФЭНДОМ

Полярные Зори — город Мурманской области России. Непосредственно упоминается и описывается в трилогии Андрея Буторина «Полуостров надежды», внутри происходит основная часть действия романа «Осада рая». Полярные Зори появляются также в романе Киры Иларионовой «Код зверя», упоминаются в романах Дмитрия Глуховского «Метро 2034», «Метро 2035», а также ещё в некоторых романах «Вселенной Метро 2033».

В мире «Метро 2033» ввиду того, что город и Кольская АЭС, связанная с ним, практически не были затронуты Катастрофой, жизнь в городе остаётся близкой к довоенному уровню.

Описание Править

Территория Полярных Зорь делится на три сектора: центральный (основной), северный (посёлок Зашеек) и южный (где располагаются сельскохозяйственные постройки). На территории северного сектора находится вход в подземный туннель, соединяющий город с Кольской АЭС.

Для защиты от внешних угроз периметр Полярных Зорь окружён бетонной стеной высотой в пять метров. Перед стеной имеется два ряда проволочных заграждений, по вершине стены расположены пулемётные посты. Внешнюю оборону города обеспечивает многочисленный гарнизон, вооружённый огнестрельным оружием и арбалетами. Также в городе имеется внутренняя охрана, однако уровень преступности в нём незначителен.

Городская жизнь находится почти на довоенном уровне благодаря наличию электроэнергии, вырабатываемой Кольской АЭС. В помещениях есть свет, тепло, водоснабжение, работает канализация. Граждане имеют возможность перемещаться на электромобилях; также имеются автомобили на двигателях внутреннего сгорания и снегоходы, однако ими пользуются лишь чиновники и другие граждане «по острой служебной необходимости», поскольку бензин в Полярных Зорях в дефиците. Продолжает использоваться многочисленная довоенная техника, такая как рации, телефоны и компьютеры; имеется компьютерная сеть, используемая, в частности, для доступа к базе данных учёта граждан из разных учреждений.

В Полярных Зорях организована система распределения благ между гражданами в зависимости от их вклада в благополучие города. Каждому взрослому гражданину за его работу на компьютерный счёт начисляется определённое количество дополей, которые можно использовать для покупки продовольствия и одежды. Детей содержат родители, получая на это дополнительные дополи. Жители, которые хотят пользоваться большим количеством благ, могут зарабатывать деньги — российские рубли в монетах, однако для этого необходимо приносить дополнительную пользу городу. В Полярных Зорях практикуется продажа драгоценностей и алкоголя. Граждане города имеют паспорта, в экстренных случаях новому жителю может быть выдана временная справка о гражданстве.

История Править

До действия сюжета Править

Во время Катастрофы город не пострадал, и близкая к нему Кольская атомная электростанция продолжала работать, обеспечивая город электроэнергией. В Полярных Зорях по-прежнему имелось электричество, тепло и водоснабжение. После ядерной войны город принял выживших жителей Оленегорска. Однако на этом количество людей, желающих поселиться в городе, не уменьшалось: к Полярным Зорям потянулись жители разрушенных населённых пунктов Кольского полуострова и севера Карелии. В связи с этим, власти Полярных Зорь ввели жёсткий пропускной режим: если детей они принимали безусловно, то среди взрослых на место жительства могли претендовать лишь те, кто мог принести городу реальную пользу. Такой режим продлился до действия сюжета трилогии.

Между Полярными Зорями и Москвой с Санкт-Петербургом была налажена радиосвязь, с помощью которой города вели переговоры. Также Полярными Зорями была организована экспедиция к Мурманску, членом которой был Семён Будин. Власти города убедились, что Мурманск и другие населённые пункты в округе уничтожены.

Осада варварами Править

В 2033 году многочисленное племя варваров, образовавшееся в Карелии и ненавидящее цивилизацию, узнало о существовании оплота цивилизации под названием «Полярные Зори». Для предводительницы племени Шеки стало «священной целью» уничтожение этого города. Варвары направились на Кольский полуостров, уничтожив Кандалакшу.

Благодаря жителю Кандалакши, сумевшему сбежать, но подбитому вражеской стрелой, а затем Нанасу, который донёс переданную жителем информацию о варварах руководству Полярных Зорь, город успел подготовиться к нападению дикарей. Сначала варвары атаковали южный периметр, но затем, опробовав силу защитников города, растянулись по всему периметру Полярных Зорь. В первую ночь осады подразделение, возглавляемое Виталием Киркиным взяло в плен варвара, которого затем допросили, но узнали от него немногое. На следующий день была предпринята атака на центральный пост, в которой варвары разрубили металлические решётки и столкнулись в прямой битве с бойцами гарнизона.

Ранее варвары пленили охотников Полярных Зорь, среди которых был сын мэра города. Шека решила пойти на хитрость: она предложила мэру открыть ворота города взамен на возвращение этих охотников. Мэр не дал утвердительного ответа, и варвары убили всех охотников, кроме его сына, а последнего увели.

Мэр Сафонов подстраивает предательство Нанасом Полярных Зорь и убеждает начальника гарнизона Ярчука собрать в южном секторе значительную часть гарнизона, поскольку поручил Нанасу привести туда варваров, пообещав, что бойцов гарнизона будет минимальное количество. Войско гарнизона и отряд варваров сталкиваются в бою. Результаты битвы точно неизвестны.

Тем временем, из-за варвара Гора, который сообщает соплеменникам о причине благополучия Полярных Зорь, основной целью варваров становятся не Полярные Зори, а Кольская АЭС. Нанас возвращается в город и публично разоблачает мэра, остальное начальство города ему верит. Мэр пытается взорвать установку Потапова на Кольской АЭС, не зная той опасности, которую это представляет. Ярчук останавливает мэра, убив его. С помощью разумных собак Ярчуку удаётся «оживить» установку Потапова, чтобы она защищала станцию, а гарнизон КАЭС перебрасывается в город, что укрепляет защиту последнего.

Нанас высказывает план, что с помощью установки Потапова можно деморализовать варваров, окончательно сокрушив их в прямой битве. С помощью хитрости союзники привлекают варваров к КАЭС, а затем включают установку, которая воздействует на них. В следующую очередь основную часть варваров вместе с предводительницей удаётся уничтожить в прямом бою.

После войны проходит восстановление города.

Известные резиденты Править

Руководители Править

  • Виктор Сафонов — мэр города (до своей смерти зимой 2033 года);
  • Виталий Киркин — мэр города (назначен после смерти Сафонова зимой 2033 года);
  • Олег Ярчук — начальник гарнизона города (до своей смерти летом 2033 года);
  • Сергей Сошин — начальник гарнизона центрального периметра города;
  • Виталий Киркин — начальник гарнизона северного периметра города (по крайней мере, до своего назначения мэром зимой 2033 года);

Представители гарнизона Править

  • Андрей Далистянц — командир взвода гарнизона;
  • Тюльканов — командир некой единицы гарнизона на южном периметре города, возможно — командир всего гарнизона южного периметра;
  • Сергей Коновалов — боец гарнизона;
  • Митрофанов — боец гарнизона;
  • Александр Сорокин — боец гарнизона;
  • Игорь Брюханков — боец гарнизона, заведует оружейной Зашейка;
  • Владимир Новосельцев — офицер гарнизона на Кольской АЭС;
  • Сергей Гришин — офицер гарнизона на Кольской АЭС;
  • Сергей Бажов (до своей смерти зимой 2033 года) — боец гарнизона;
  • Нанас (Николай Лопарев) (зима — лето 2033 года) — боец гарнизона;
  • Андрей Чижов — связист.
  • Егор — бывший боец гарнизона, старший брат Кирилла. Ходил в экспедиции в Кемь, в результате чего стал одной из жертв мэра Полярных Зорь, пытавшегося выяснить причины экспедиций, и стал невменяемым.

Бойцы экспедиции в Кемь Править

Граждане Править

Другие упоминания Править

В трилогии «Полуостров надежды» Править

В романе «Север» Семён Будин, инструктируя Нанаса, велит в случае спасения Надежды доставить её в Полярные Зори, говоря также, что сам этот город станет Нанасу наградой в конце пути. Юноше эта награда интересна, и он думает о том, как бы направиться сразу к Зорям, не сворачивая в Видяево к Наде, но не делает это, боясь гнева «небесного духа».

В романе «Дочь небесного духа» Полярные Зори многократно, хоть и эпизодически, упоминаются. В эпилоге Семён Будин, временно живущий в саамском сыйте и мечтающий увидеться со своей бывшей сожительницей Светланой Смирновой, в декабре 2033 года отправляется в Полярные Зори. Он обещает надавить на руководство города (возможно, став его частью), чтобы власти изменили свою политику к окружающим поселениям и начали делиться с ними электроэнергией, что пойдёт Полярным Зорям лишь во благо.

В романе «Код зверя» Править

Согласно роману Киры Иларионовой «Код зверя», действие которого происходит после победы гарнизона Полярных Зорь над варварами, между Полярными Зорями и Убежищем № 4 города Кемь налажено сообщение — с подачи Ярчука из Полярных Зорь в Кемь систематически прибывает караван, состоящий из одних и тех же бойцов под руководством капитана Ермолова и возвращается обратно, причём тайно, без санкции мэра Зорь. Упоминается, что мэр всё-таки узнал об исчезновениях бойцов из гарнизона и теперь пытается понять причины, используя самые жестокие методы, после которых бойцы, участвующие в караванах, зачастую оказываются недееспособными[1]. По этой причине ранее ежемесячный караван теперь ходит вне графика.

Лесник, встретивший в Кеми главного героя Вика и увидевший в действии его способности, связывается по радиосвязи с Полярными Зорями (эта радиосвязь оказывается первой для Полярных Зорь за несколько лет) и разговаривает с Ярчуком. Он упоминает о проекте «Целестис» по разработке идеальных солдат и о том, что один из подопытных проекта выжил и добрался до Кеми (имея в виду Вика). Ярчук собирает тот же самый отряд из десятка полярнозорьских бойцов под руководством Ермолова и ставит перед ним цель — добраться до Кеми, взять с собой живущего в убежище № 4 Вика и совершить путешествие до Москвы, где, по мнению Лесника, есть оборудование, позволяющее взять из крови Вика препарат и продолжить исследования, связанные с проектом «Целестис».

В течение всего романа действующими лицами является этот самый отряд полярнозорьцев. Домой бойцы не возвращаются.

В романе «Метро 2034» Править

Полярные Зори упоминаются в романе Дмитрия Глуховского «Метро 2034». О них в московском метро своим спутникам рассказывает Гомер, который ранее с целью поиска выживших на своей малой родине (родился в Архангельске) налаживал связь с северными городами России. По собственным словам, Гомер в последний раз выходил на связь с Полярными Зорями примерно за два года до времени действия сюжета романа (2034 год).

В описании города, которое даёт Гомер, есть как сходства, так и различия с описанием Полярных Зорь 2033 года в трилогии. По словам Гомера, Полярные Зори имеют круговую оборону периметра — колючую проволоку под напряжением и сторожевые вышки. Кроме того, по словам Гомера, за первое десятилетие после Катастрофы полярнозорьцы возвели ещё одну стену — частокол из брёвен. Случались нападения на Полярные Зори: периметр атаковали как местные мутанты, так и варвары[2], однако эти атаки всегда отражались защитниками города.

В Полярных Зорях организовывались экспедиции, которые обследовали местность вокруг города, а также доходили до Мурманска. Кроме того, полярнозорьцы собирались организовать экспедицию в Москву, на полторы тысячи километров, однако Гомер их отговаривал. По словам старика, Полярные Зори постоянно посылают автоматическую радиограмму со своими координатами, и по этой причине к ним до сих пор сходятся выжившие. Радиостанция имеет позывной сигнал «Последняя гавань».

В романе «Метро 2035» Править

В романе Дмитрия Глуховского «Метро 2035» Полярные Зори многократно упоминаются в сюжете и имеют на него серьёзное влияние. Гомер встречается с главным героем романа Артёмом, который ищет выживших вне Москвы по радио. Узнав о деятельности Артёма, Гомер рассказывает ему о налаженной когда-то радиосвязи с Полярными Зорями, а также некоторые подробности о Зорях. Становится известно, что сам Гомер не выходил на связь; это сделал некий радист Пётр Сергеевич Умбах на станции Театральная. Артём вместе с Гомером отправляется на Театральную, чтобы расспросить Умбаха о подробностях радиосвязи, но Артёму, достигшему своей цели, так и не удаётся поговорить с ним.

В других литературных произведениях Править

В романе Владимира Березина «Путевые знаки» Убийца Кроликов рассказывает Александру о том, что после Катастрофы на энергии Кольской АЭС в оранжереях выращивались некие грибы, которыми северные поставщики торговали с Санкт-Петербургом и с украинскими очагами жизни[3].

Полярные Зори также упоминаются в романе Сергея Москвина «Голод». Согласно роману, в первые дни после Катастрофы радисты полигона «Северный», расположенного на острове Южный (Новая Земля), перехватывали радиосообщения от ближайших крупных городов, в том числе от коллег из Полярных Зорь. Радисты Полярных Зорь сообщали, что в их городе отсутствуют какие-либо разрушения, зато Мурманск уничтожен полностью якобы особо мощной термоядерной боеголовкой.

В компьютерных играх Править

В компьютерной игре «Metro: Last Light», в начале миссии «Катакомбы» Полярные Зори упоминаются спартанцем. По собственным словам, персонаж разговаривал с резидентами города по радио. Полярные Зори описываются в игре так же, как в серии романов Андрея Буторина.

Создание сюжетной локации Править

Впервые Полярные Зори как локацию мира «Метро 2033» описал Дмитрий Глуховский в своём романе «Метро 2034». Согласно сюжету, в Московском метрополитене имеет место слух, что город Полярные Зори не был затронут Катастрофой и продолжает существовать и в 2034 году благодаря Кольской АЭС, которая до сих пор исправно работает.

Идею существования нетронутой войной Кольской АЭС использовал Владимир Березин в одном из эпизодов своего романа «Путевые знаки», который был выпущен в январе 2010 года. Впрочем, сами Полярные Зори в нём не упоминаются: говорится лишь, что «чуть ли не под Мурманском» «вроде бы АЭС какая-то уцелела».

Тот же эпизод «Метро 2034» вдохновил Андрея Буторина, который сам родом из Мончегорска, находящегося недалеко от Полярных Зорь, на написание романа «Север», действие которого происходит в этом регионе России. Роман вышел в октябре 2010 года.

Примечания Править

  1. В романе не упоминается, о каком мэре идёт речь — о Сафонове или о Киркине.
  2. Здесь следует повторить, что, по словам Гомера, он выходил на связь с Полярными Зорями за два года до 2034 — следовательно, речь идёт не о нападении, описанном в романе «Осада рая».
  3. Если Убийца Кроликов говорит правду и если Полярные Зори в то время действительно были единственным потребителем энергии Кольской АЭС, то грибы выращивались именно в Полярных Зорях

Ссылки Править

п • о • р
Книги «Север» • «Осада рая» • «Дочь небесного духа»
«Полуостров надежды» (сборник)
Карелия: Кемь • Лоухи • Чупа • Кандалакшский залив
Финляндия
Прочее Волшебный камень • Дополь • Установка Потапова