Фэндом

Метропедия

Путевые знаки

3344статьи на
этой вики
Добавить новую страницу
комментария3 Поделиться
Путевые знаки.png
Метро 2033: Путевые знаки
Создатели
Автор:

Владимир Березин

Обложка:

Илья Яцкевич

Дата выхода:

январь 2010 года

Следующая книга:

«Тёмные туннели»

Переплёт:

Мягкий

Количество страниц:

272

Формат:

170х215 мм

ISBN индекс: 978-5-17-064132-1
Персонажи
Основные персонажи:

Александр Радищев
Владимир Павлович
Математик

Вклад
Локация:

Москва
Санкт-Петербург
Ленинградская область
Новгородская область
Тверская область
Московская область

Период:

сентябрь 2032март 2033 гг.

«Метро 2033: Путевые знаки» — роман Владимира Березина, написанный в рамках «Вселенной Метро 2033». Первая книга серии. Повествование романа ведётся от первого лица.

Сюжет Править

Rad red.png
ВНИМАНИЕ! Осторожно, спойлеры!
В статье присутствуют серьёзные спойлеры. Если не уверены, что ознакомлены с книгами, представленными в статье, читайте на свой страх и риск, либо покиньте страницу.

Москва Править

Действие романа начинается в Московском метрополитене. Главный герой — молодой Александр — уроженец довоенного Санкт-Петербурга, действие романа разворачивается от его лица. Он помнит своё детство, как отец — бывший лётчик, учил его летать на учебной авиации. Александр мечтает найти своего отца, с которым они разлучились ещё до ядерной войны и который остался в Питере.

Однажды на станцию Ферм и факторий «Сокол» прибывает дрезина с нежданными гостями из Изумрудного Города. Позже их командир, которого Александр называет Математиком, ищет замену одному из своих подчинённых — пилоту, которого по случайности ранил дозорный станции. Ясно, что они собираются куда-то лететь. Александр вызывается и вместе со своим товарищем Владимиром Павловичем присоединяется к Математику и его подручному Мирзо. Команда пробирается к месту стоянки самолёта. Позже, его удаётся подготовить к полёту. Александр и Владимир узнают о том, что команда собирается лететь как раз в Санкт-Петербург, и Александр радуется: ему представляется шанс найти своего отца. Хотя Александр летал на самолёте давно, мало и с посторонней помощью, ему удаётся взлететь и довести экипаж до Петербурга в целости и сохранности. Правда, во время посадки на Арсенальную набережную самолёт ломается.

В Петербурге Править

Команда ищет вход на станцию метро, коей оказывается «Площадь Победы», которая оказывается занята военными врачами. Их принимают и говорят, что последний москвич был на этой станции пятнадцать лет назад. На станции Александр и Владимир Павлович живут три дня. За это время им рассказывают о мутантах и об устройстве Питерского метро. Затем в полном составе герои направляются в сторону Выборгской, где переходят на Московско-Петроградскую линию и идут в сторону Горьковской. В туннеле они натыкаются на завал, и им остается идти только по дренажной трубе. Неожиданно трубу начинает затоплять, и они находят колодец. По нему они вылезают на поверхность.

По поверхности путники добираются до станции Горьковской, которая оказывается отчасти затопленной и прозванной из-за этого «Новой Венецией» (аналог Венеции из Московского метрополитена). В вестибюле станции они встречают поэта Семецкого, который присоединяется к ним. Семецкий указывает Математику путь к Ботаническому саду. Команда входит на Петроградскую и вместе со смотрителем Ботанического сада идёт к Царице ночи — мутировавшему кактусу, победившему в состоявшейся недавно войне трав. Этому кактусу теперь поклоняются жители Петроградской. Математик спрашивает смотрителя о женщине по фамилии Сухова и о её дочери. Оказывается, что Сухова умерла, а дочь увели грибники — питерская группировка наркоманов. Математик решает найти дочь Суховой. Путники приходят к Царице ночи, и она осыпает Александра пыльцой, на что смотритель реагирует с благоговением. Команда отправляется по поверхности в сторону Горьковской, где в убежищах живут грибники. В пути команда встречается с шарами-мутантами, которые могут принимать любую форму и которые питаются животными белками. От одного из этих шаров, принявшего вид повара, они спасаются лишь по случайности. Укрывшись внутри памятника медного всадника и переночевав там, путники направляются к станции «Адмиралтейская», через неё входят в метро и добираются до Технологического института, где Математик и Мирзо отпускают Александра и Владимира Павловича отдохнуть.

Во время «перекура», у Александра появляется возможность расспросить питерцев о своём отце — о человеке, которого знают здесь под прозвищем Лётчик, и который оказывается атаманом банды летунов. Через цыган, а затем с помощью человека по прозвищу Убийца Кроликов, Александр попадает на станцию Балтийскую, находящуюся под властью бывших сотрудников МВД. Оказывается, что Лётчик со своим отрядом находится в блокаде в одном из тупиковых туннелей у станции «Кировский завод» бандитами Кировской бригады — врагами Летунов. Несколько дней Александр живёт у Летунов, пока кировские не решаются на наступление. В битве Александр сражается бок о бок с летунами. Последние побеждают, но Александр, увидевший Лётчика, понимает, что это не его отец. Летуны отпускают Александра, и он, вопреки своим ожиданиям, вновь встречается с Владимиром, Математиком и Мирзо.

Команда некоторое время гостит на Технологическом институте. Оказывается, что Математик ещё не нашёл девушку, которую искал, но уже продвинулся в поисках. Путники двинулись на Василеостровскую (когда к ним присоединился Семецкий) и там выходят на поверхность. Они поднимаются в одну из квартир и затаиваются. В квартиру приходят незнакомые люди, и среди них оказывается девушка Лена, искомая Математиком. Отстрелявшись от её спутников, девушку поймали и Мирзо обривает ей голову, на которой оказывается татуировка в виде карты метрополитена.

Математик, Мирзо, поэт, Александр и Владимир, взяв с собой девушку, двигаются в метро, но другим путём. Погостив в кунсткамере у одного китайца, путники наблюдают временное затопление одного из районов города. По пути к метро на велосипедах, группу преследуют чайки-мутанты которые уносят Семецкого. Однако остальные путники успевают вернуться на Технологический институт. Математик отдаёт девушку некоему старику Усыскину взамен на небольшой чемоданчик и сообщает команде, что готов возвращаться в Москву, но как это сделать, не имеет представления. Владимир Павлович предлагает идею. Команда отправляется по поверхности к Варшавскому вокзалу. Тут-то они и встречают легендарного мутанта по прозвищу Кондуктор, и его жертвой становится Мирзо, который жертвует собой ради спасения остальных. Втроём, Владимир, Александр и Математик добираются до вокзала, где активируют сохранившийся боевой железнодорожный паровоз, прозванный странами НАТО «Скальпель», предназначавшийся для ведения военных действий. На этом паровозе они и отправляются в Москву.

Путь в Москву Править

По пути они встречают группу буддистов, совершающих исход из Петербурга. Владимир решает взять их с собой. Остановившись в посёлке Чудово, путники встречают Одноглазого — одинокого жителя посёлка. Все путники, кроме Математика, который решил остаться в паровозе, едут к нему в гости на мотоциклах. Одноглазый оказывается каннибалом, и Александру с Владимиром, потеряв при этом всех отправившихся с ними буддистов, с трудом удаётся сбежать из плена людоеда.

Вернувшись на поезд, команда продолжает путь. Они минуют Веребьинское спрямление — аномальное место, в котором Математик и Владимир Павлович теряют сознание, и Александру приходится самому вести поезд. После проезда опасного участка они приходят в себя и продолжают путь. В следующие дни происходят снегопады, и в результате из-за снежных заносов дальнейший путь становится невозможным. Герои останавливаютсяв Тверской области. Математик, сильно сдавший за последнее время, заболевает.

Путникам по воле случая встречаются мирно настроенные местные жители — эльфы. Главные герои втроём гостят у эльфов на протяжении всей зимы. Этот отрезок времени наиболее нравится Александру: он влюбляется в местную жительницу Ларису. Однако, в то же время он понимает, что не может здесь оставаться и должен возвращаться в своё метро. Математик постепенно выздоравливает. И, когда главные герои собираются уходить, Математик нелепо погибает, упав и ударившись затылком об угол ступеньки.

Александр и Владимир добираются до поезда и продолжают путь на нём. Они доезжают до траншеи с каким-то разноцветным содержимым и розовым паром. Путники решают ехать по другому пути, но из-за автоматического переключения стрелки не могут этого сделать. Владимир Павлович, выйдя из локомотива, обесточивает стрелку. Состав под управлением Александра проезжает, но Владимир Павлович не возвращается — он исчезает в розовом тумане.

Через некоторое время Александр узнаёт, что всё это время — с самого начала зимы — в поезде жили трое буддистов-детей, питаясь запасами продовольствия. Александр просит буддистов помыться в местном озере, затем видит свежий колёсный след, и вместе они отправляются на разведку в заселённый совхоз «Солнечный». Там, так и не встретив людей, путники устраиваются на ночлег. Пока Александр спит, буддисты ловят хозяйского барана, не понимая, чем это грозит. Александр вместе с детьми убегает, за ними следует погоня жителей совхоза. Двоих буддистов расстреливают из пулемёта, один, смертельно раненый, умирает на руках у Александра. Вернувшись к поезду, Александр хоронит раненого мальчика и продолжает путь, пока, в конечном счёте, рельсы, по которым можно держать путь, не заканчиваются. Часть оставшегося пути Александр идёт пешком, часть — преодолевает на найденном велосипеде, и заключительную часть — на найденном мотовозе. Он успешно достигает Москвы. Оставив свои вещественные доказательства путешествия в тайнике, он входит в метро через бомбоубежище.

Нежданная встреча Править

Встретившись с жителями своей станции, Александр понимает, что его — облысевшего от пыльцы Царицы ночи, похудевшего и загоревшего — никто из старых знакомых не узнаёт, и вообще считают его пришельцем с поверхности. В число таких людей попадает и его любимая Катя. Александр оказывается в обществе свинарей. При том, что и раньше Александр и свинари не очень жаловали друг друга, теперь отношения накаляются окончательно. Свинари начинают драку с Александром, но их разнимает охрана.

Александр, ведомый ручной крысой Кати, встречается с ней самой, и Катя узнаёт его. Оказывается, у Кати рождается дочка, которую Александр называет Надеждой. Александр говорит ей о своих планах и желании — чтобы человечество выбралось из метро на поверхность.

Тут к Александру приходит баба Тома, которая приводит с собой человека с Гуляй-Поля, который оказывается отцом Александра.

Персонажи Править

Основные герои Править

Второстепенные герои Править

Место действия Править

Половина романа происходит в Московском, половина в Петербургском метрополитенах. Также появляются Тверская и Новгородская области, посёлки Чудово, Дедовск и Поварово, совхоз «Солнечный». Упоминается Курчатовский институт.

Критика Править

Илья Суханов в своей рецензии для журнала «Мир фантастики» охарактеризовал книгу как «рафинированный интеллектуальный стёб». В качестве сильной стороны романа рецензент отметил стилевую составляющую произведения — в частности, тот факт, что роман наполнен множеством скрытых цитат, намёков и аллюзий на произведения других авторов, в результате чего «чтение превращается в увлекательную игру по отгадыванию первоисточников, в которых Оруэлл соседствует с „Одиссеей“, Шолохов с Толкином, а Джек Лондон — с непотопляемым Семецким». В связи с этим, стиль романа получил оценку 10 из 10. В качестве недостатка Илья Суханов отметил слабую проработку сюжетного действия в Петербурге. По параметрам «сюжет», «мир», «персонажи» и «качество издания» книга была оценена на 7 баллов из 10, результирующая оценка — 8 из 10[1]

Читатели, в основном, восприняли роман крайне отрицательно: они выражали несоответствие стиля книги стилю оригинального романа Глуховского, чересчур малую атмосферность произведения, большое количество смысловых ошибок[2].

Интересные факты Править

  • На обратном пути они же едут на паровозе, представляя читателю области, лежащие между двумя столицами.
  • Данный роман — один из аутсайдеров читательских предпочтений, однако в нём имеются заделы под вышедшие гораздо позже произведения, а к нему самому отсылают многие романы и даже игра «Метро: Луч надежды».
  • Роман был номинирован на премию «Роскон-2011».
  • Существует любительский перевод романа на польский язык.

Примечания Править

  1. Илья Суханов Владимир Березин «Путевые знаки». Мир фантастики. Проверено 14 июня 2013.
  2. 26.12.2009: "МЕТРО 2033: ПУТЕВЫЕ ЗНАКИ" вышло в свет! (рус.). metro2033.ru. Архивировано из первоисточника 6 июня 2013. Проверено 5 июня 2013.

Ссылки Править

п • о • р
«Путевые знаки»

Персонажи

Александр Николаевич • Владимир Павлович • Математик • Мирзо • Семецкий • Лётчик • Убийца Кроликов • Хаммер • Смотритель • Губайловский • Филемонов • Елена Сухова • Китаец • Усыскин • Одноглазый • Лариса • Кузнец • Бутов • Катя • Тамара Рашидова • Николай Радищев • Ким • Надежда • Свиньи • Куры

Существа

Собаки Павлова • Шары-мутанты • Кондуктор • Квазичайка  • Царица ночи • Пёс Петербург • Водяная лошадь • Ёжик с пашен
Локации Московский метрополитен: Сокол • Аэропорт • Динамо • Войковская • Университет
Петербургский метрополитен: Площадь Ленина • Петроградская • Горьковская • Садовая • Сенная площадь • Технологический институт • Балтийская • Нарвская (Храм Сталина) • Кировский завод (Бункер под Кировским заводом) • Старая Деревня • Автово • Рыбацкое • Звёздная • Купчино
Санкт-Петербург: река Нева • Ботанический сад • Исаакиевский собор • Колпино(Ижорский завод) • Пулковский аэропорт • Кунсткамера • Смольный институт • Финляндский вокзал
Новгородская область: Яблоновка • Чудово
Тверская область: Редкино • Деревня эльфов
Тульская область: Тула
Московская область: Москва (Курчатовский институт, Алмаз, ОКБ Микояна, Бункер ГРУ) • Поварово • Дедовск • Снегири • Солнечный • Богоявленский собор
Организации Фермы и фактории • Храм под Елоховской • Военные врачи • Дендрофилы • Новая Венеция • Меломаны • Торговый город • Техноложка • Цыгане • МВД Метро • Летуны • Кировская бригада • Грибники (Пятая линия, Австрийская площадь) • Буддисты • Звёздная коммуна • Колпинский халифат • Северные ниндзя • Эльфы
Аномалии Веребьинское спрямление • Генератор Гельмгольца • Розовый туман
Техника Як-18Т • Мотовозы • Скальпель

Экономика

Зерно • Слизь • Арбузы • Мыло • Хлеб
События Война трав
Владимир Березин • Илья Яцкевич • Вселенная Метро 2033 • АСТ • Мир романа «Метро 2033»
п • о • р
Путевые знаки • Тёмные туннели • Питер • К свету • Выход силой • Мраморный рай • Странник • Север • В интересах революции • Война кротов • Муранча • Безымянка • Увидеть солнце • Ниже ада • Станция-призрак • Во мрак • Санитары • Британия • Ледяной плен • Осада рая • Последнее убежище • Непогребённые • Корни небес • Слепящая пустота • Царство крыс • Муос • Наследие предков • Право на силу • Изнанка мира • Голод • Свидетель • Дочь небесного духа • За горизонт • Право на жизнь • Обитель снов • Кошки-мышки • Рублёвка • Стоящий у двери • Тёмная мишень • Из глубин  • Крым • Слепцы • Сумрак в конце туннеля • Белый барс • Измеритель • Сёстры печали • Мутант • Дорога стали и надежды • Хозяин Яузы • Рождённые ползать • Рублёвка-2 • Крым-2 • Отступник • Крестовый поход детей • Ничей • Код зверя • Последний поход • Джульетта без имени • Сказки Апокалипсиса • Третья сила • Гонка по кругу • Крым-3 • Обмануть судьбу • Летящий вдаль • Выборг • Чужими глазами • Подземный Доктор • К далёкому синему морю • Обратный отсчёт • Путь проклятых • Бездна • Грань человечности • Изоляция • Демон-хранитель • Степной дракон • Переход • На краю пропасти

Также на Фэндоме

Случайная вики