ФЭНДОМ

Сейд — персонаж трилогии «Север» Андрея Буторина. Гибрид охотничьей лайки и разумного пса-мутанта. В книге «Север» сопровождает главного героя Нанаса большую часть путешествия.

Сейд унаследовал от обычных собак лишь частичную серую окраску шерсти. Также, в отличие от разумных собак, он с большей лёгкостью взаимодействует (общается) с людьми. Предан своему хозяину Нанасу.

Биография Править

До действия сюжета Править

Сейд родился в саамском сыйте от охотничьей лайки Вехи, хозяином которой был Нанас, и разумного пса-мутанта, встреченного Вехой во время её длительного отсутствия в сыйте. Вернувшись домой под осень, исхудавшая и брюхатая, Веха родила единственного, необычайно крупного уродливого щенка, который, согласно описанию, не отличался от разумных собак внешним видом. Сразу после рождения щенок уже был зрячим, и его взгляд казался необычайно умным. Хозяин Вехи, Нанас, собрался утопить уродливое существо в ручье.

«Но стоило ему коснуться мокрой морщинистой кожи, как пальцы, готовые сжать уродливую белую личинку, вдруг перестали его слушаться, а в душе наступила такая благодать, такое умиротворение и любовь ко всему живому, что убить даже червя, даже ту самую муху показалось кощунственным».

Нанас решил оставить щенка. Веха после родов ушла из сыйта навсегда. Узнав о рождённом «щенке», жители сыйта во главе с нойдом Силаданом начали хуже относиться к парню, а Силадан задумал избавиться от странного существа, отчасти из-за того, что чувствовал умение Сейда читать мысли людей. Нанас назвал пса Сейдом — по названию священных камней саамов, поскольку, во-первых, в сейдах, по убеждению племени, живут духи, а во-вторых, пёс любил сидеть неподвижно, как камень. Сейд повзрослел и приобрёл некоторые черты обычных собак — его спина и лапы потемнели до буровато-серого оттенка. Также он легко общается со своим другом и хозяином Нанасом посредством телепатии, хотя Нанас ещё не понимает этого, думая просто, что его пёс необычайно умный.

Сейд в романе «Север» Править

Большеногий-0.png

Сейд вместе с Надей, большеногим и Нанасом.

В романе «Север» возраст Сейда — два года. Из-за того, что нойд хочет убить Сейда, Нанас сбегает из сыйта вместе с псом. В дальнейшем Сейд значительно помогает ему в пути. По дороге в Видяево после Мурманска Сейд находит себе самку — разумную собаку, которую Нанас называет Снежкой.

Возле Видяева случается схватка Нанаса, Сейда и Снежки с синеглазами. На помощь путникам приходят другие разумные собаки. Все вместе собаки отвлекают синеглазов от Нанаса, позволяя ему добраться до местонахождения Надежды.

На пути в Полярные Зори Надежду и Нанаса встречает Сейд, присоединившись к ним. Сейд с помощью телепатии разговаривает с Надеждой. Когда под Оленегорском Надежду увозит бандит, Сейд ценой всех своих сил передаёт Нанасу умение управлять снегоходом, поскольку наблюдал за тем, как это ранее делала Надя. Нанас успешно спасает девушку, однако после передачи навыка Сейд довольно долго восстанавливает свои силы.

Сейд как разумное существо умеет при общении скрывать часть правды, мудро решая, о чём говорить, а о чём умалчивать, хотя и не умеет лгать.

«„Как ты так быстро учишь слова?“ — позавидовал Нанас.
„Я не учу их. Я просто даю тебе свои мысли, а твоя голова сама превращает их в слова. Я знаю слов столько, сколько знаешь их ты, — и ни одного. Если я передам одно и то же тебе и Наде, то слова вы услышите разные, а смысл у них будет один и тот же“».

Выясняется, что Сейд, как и другие разумные собаки, любит жить при среднем уровне радиации. Без радиации ему так же трудно, как Нанасу было бы в душной веже. Однако пёс всё это время терпел лишь потому, что любил своего хозяина. Кроме того, Нанас выясняет желание Сейда и других собак изгнать из мест, которые им нравятся, синеглазов, а в будущем, может быть, и людей.

При встрече с большеногим Сейд также телепатически общается с ним, передавая ему мысли Нанаса, а затем «открыв» великану его сознание. После этого Сейд узнаёт от великана, обладающего предвидением, что Нанас и Надежда успешно доберутся до Полярных Зорь. Сейд покидает путников, отправляясь с великаном назад, к своей стае.

Сейд в романе «Осада рая» Править

Великан проводил Сейда до Колы, дальше пёс сам продолжил свой путь. Встретившись со своей стаей, он рассказал, что людской рай под названием «Полярные Зори» действительно существует. На совете собаки решили отправить четырёх разведчиков, которые узнали бы об этом городе побольше и выяснили бы, может ли этот город представлять опасность для них. Сейд отправился в числе них, потому что он хорошо знал дорогу и у него в городе были «свои люди» в лице Нанаса и Надежды.

К тому времени, как жители Полярных Зорь и варвары, осаждающие город, считают Нанаса предателем, юноша отдаляется от города на снегоходе. В машине заканчивается бензин, и Нанас отправляется пешком на поиски еды. Собаки видят брошенный снегоход и выслеживают Нанаса, который в это время из последних сил отбивается от медведя-мутанта. Собаки помогают ему. Нанас рад встрече с Сейдом, и пёс рассказывает ему причины своего возвращения. Также собаки выслеживают варвара Гора, сбежавшего от своих.

Сейд и собаки соглашаются помочь Нанасу в придуманном им плане: он хочет использовать телепатию собак с целью запустить установку Потапова, которая бы отпугнула варваров от КАЭС. Все вместе путники проникают в туннель между КАЭС и Полярными Зорями, Сейд вместе с собаками и с Гором остаётся в нём, а Нанас идёт в город. Пока пленного Нанаса допрашивает охрана, мимо оставшихся в туннеле пробегает мэр Сафонов со взрывчаткой, направляясь к КАЭС. Когда Нанас вместе с Надеждой и охранниками приходят к местонахождению собак, их встречает Сейд, докладывая Нанасу об увиденном. Затем они все вместе торопятся к станции, чтобы не дать Сафонову взорвать установку Потапова, иначе это может привести к глобальному радиоактивному заражению. В тот момент, когда Сафонов собирается выстрелить в установку Потапова, Сейд нападает на него, задерживая.

Далее вместе с остальными собаками Сейд участвует в создании ментальных волн с помощью установки Потапова. Она успешно деморализует варваров.

Сейд в романе «Дочь небесного духа» Править

В романе «Дочь небесного духа» Сейд и Снежка встречают Надю и Нанаса, участвующих в экспедиции в Видяево, организованной Полярными Зорями. Узнав о том, что Нанас, Надя и Гор собираются отделиться от экспедиции и отправиться к саамскому сыйту, Сейд отпрашивается у Снежки, чтобы сопровождать путников. Компания, включающая Сейда, отправляется к Ловозеру.

Когда на экспедицию нападают оленегорские бандиты, о чём главным героям свидетельствуют звуки стрельбы, Сейд отправляется на разведку. Ссылаясь на свой нюх, он делает вывод, что бандиты устроили погоню за экспедицией, но понесли большие потери. Когда главные герои достигают Ловозера, Сейд чует бандитов, приближающихся к ним, и заблаговременно предупреждает людей об опасности.

На месте крушения самолёта Семёна Будина Сейд не чует лётчика (в том числе захоронения тела), о чём докладывает друзьям.

Когда водитель Селиванов собирается стрелять в Нанаса, Сейд, мысленно получив от Нади информацию об этом, бросается на Селиванова, но не успевает предотвратить выстрел. Нанас после попадания в его голову пули хотя и выживает, но впадает в кому. Сейд находит в Ловозёрских тундрах пещеру, куда можно спрятать Нанаса от бандитов, преследующих путников. Когда Надя и Гор устают поднимать Нанаса в гору, Сейд помогает им нести его, играя роль опоры.

В пещере, у которой не оказывается тупика, путники, решившие отойти как можно дальше от входа, идут в полной темноте, и лишь развитые органы чувств Сейда помогают им ориентироваться в пространстве. Когда на Гора нападают черви, Сейд спасает его.

Путники продолжают движение по пещере, и Сейд обнаруживает выход к саамскому сыйту. Когда Надя идёт в сыйт, надеясь встретить Силадана, Сейд охраняет её, не показываясь, однако, на глаза местным, поскольку местные его знают. Когда Силадан в сыйте не обнаруживается, Сейд посещает Ародана, призывая его на встречу с Надей. Когда в той же пещере, где Надей и Сейдом были оставлены Нанас и Гор, героями обнаруживается Силадан, он собирается застрелить Сейда из автомата, который взял у пленённых путников. Однако Ародан убивает Силадана и, держа Надю и Сейда на мушке, приказывает им вести его к обещанным запасам огнестрельного оружия, которые находятся у Нанаса и Гора. Сейд выслеживает их и, обнаружив, что Нанас очнулся, в радости бежит к нему в объятия вместе с Надей. Друзья не замечают сразу, что Ародан собирается стрелять в них, Сейд бросается к Ародану, но уже поздно. Лишь Надин факел спасает положение.

Выясняется, что Семён Будин жив и был в этой пещере; хотя его ноги парализованы, но, будучи под гипнозом Силадана, бывший лётчик куда-то уполз. С помощью связанного Ародана путники делают заключение, что Семён намеревается взорвать природный газ, которым изобилуют Ловозёрские тундры. Сейд отправляется искать лётчика. Пёс обнаруживает Семёна, надышавшегося газом, без сознания; в руках у него кремень и кресало, которыми он пытался взорвать газ. Хотя природный газ не имеет запаха, Сейд чувствует его. Он пытается вырвать из рук Семёна инструменты, однако это оказывается непросто; в конце концов, и он теряет сознание, надеясь лишь на то, что его найдут другие главные герои.

Сейда обнаруживают Нанас и Надя. Они приносят пса в исходную пещеру. Позже Сейд выводит также вынесенного героями Семёна Будина из-под гипноза Силадана.

В противостоянии главных героев и варваров во главе с Парсыкиным Сейд не принимает участие, наблюдая за происходящим со стороны. Когда к сыйту приближаются бандиты, Нанас хочет пожертвовать собой, взорвав газ в Ловозёрских тундрах и заодно бандитов, а Наде этот вариант не нравится. У девушки рождается план, как избежать самопожертвования Нанаса, и она просит Сейда препятствовать Нанасу в осуществлении взрыва, пока она не пришлёт весточку о том, что его можно производить. Сейд соглашается.

Когда Надя после провала её плана возвращается к пещере, она видит, что Сейд обманным путём заставляет Нанаса вытащить из гранаты чеку: Сейд сам хочет пойти в пещеры и взорвать газ. На возражения Нанаса и Нади, что пёс не должен отвечать за поступки людей, Сейд отвечает, что он хочет оставить супругам их жизни, потому что любит их:

«Я дважды обязан Нанасу жизнью: когда я только родился и он не дал меня утопить и когда меня зимой собрался убить Силадан, а Нанас сбежал вместе со мной из сыйта».

По мнению Сейда, в то время, как у него и Снежки уже есть щенки, у Нанаса и Нади детей ещё нет, а Снежка сможет сама вырастить потомство при помощи своих сородичей. Объяснив друзьям свою точку зрения, Сейд убегает в пещеру, и людям остаётся лишь бежать как можно дальше от места взрыва. Взрыв происходит.

Дальнейшая судьба Сейда неизвестна. Нанас, ставший нойдом саамского сыйта, не оставляет попытки поиска своего друга, надеясь, что он до сих пор жив, благодаря чудесам, происходящим в пещерах Ловозёрских тундр.

Создание персонажа Править

По словам Андрея Буторина, Сейд был добавлен в первый роман из-за того, что, по мнению автора, исключительное описание одинокого путешествия Нанаса в течение половины книги было бы слишком скучным. Чтобы не допустить этого, писатель добавил в сюжет спутника, с которым можно было бы общаться. Логично, что собака — друг человека, из-за чего автор и решил добавить в сюжет именно это животное. С учётом вышесказанного Буторин решил наделить эту собаку разумом[1].

Примечания Править

  1. Презентация романа "Дочь небесного духа". YouTube (20 января 2013). Проверено 23 февраля 2013.

Ссылки Править

п • о • р
Персонажи Нанас • Надежда Будина • Сейд • Семён Будин • Снежка • Силадан • Ародан • Роман Андреевич • Юлия, Людмила и Анна • Серсош • Никигор • Светлана Будина • Веха
Локации Мурманская область: Саамский сыйт • Ловозеро (озеро • село) • Ловозёрские тундры • Сейдозеро • Кола • Мурманск • река Тулома • Ура-Губа • Видяево • озеро Имандра • Оленегорск • Мончегорск • комбинат «Североникель» • 27 километр
Существа Разумная собака • Большеногий • Рогатый чешуйчатый заяц • Синеглаз • Гусеница
Организации Саамский сыйт • Оленегорские бандиты • ЮЛА
Прочее Волшебный камень
Андрей Буторин • Илья Яцкевич • Вселенная Метро 2033 • Полуостров надежды • АСТ • Мир романа «Метро 2033»
п • о • р
Книги «Север» • «Осада рая» • «Дочь небесного духа»
«Полуостров надежды» (сборник)
Карелия: Кемь • Лоухи • Чупа • Кандалакшский залив
Финляндия
Прочее Волшебный камень • Дополь • Установка Потапова

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики