ФЭНДОМ

Силадан (Силантий Ведерников) — персонаж трилогии Андрея Буторина «Север». Первый нойд саамского сыйта, находящегося в Мурманской области.

Биография Править

В романе «Дочь небесного духа» Силадан описывается как старец с очень длинными и густыми седыми волосами. Имеет морщинистое, почти безбородое с редкими седыми «кустиками» лицо. Носит колпак из оленьей шкуры, подобие длинного узорчатого халата мехом внутрь, с навешанными на него костяными и деревянными бляшками. Также носит пояс нойда — широкий, трёхцветный, с металлическими кольцами и нашитыми ромбами.

Основание саамского сыйта и власть над ним Править

До Катастрофы Силантий был мэром Ловозера Мурманской области. После неё вместе со своим другом Андреем Кожуховым основал саамский сыйт, сам возглавил поселение, назвавшись саамским колдуном и взяв себе имя Силадан. Большинство жителей сыйта — бывшие жители Ловозера.

Ради безопасности жителей сыйта Силадан придумал легенду, согласно которой вся земля вокруг сыйта была уничтожена злыми духами и находится теперь в их власти, поэтому границы, очерченные Силаданом, никто не должен пересекать. Даже сам Силантий отказывался делать это. Внутри сыйта не было огнестрельного оружия и никакой современной техники: для охоты обитатели пользовались ножами, дротиками и луками, жили в вежах и не использовали в качестве источника энергии ничего более совершенного, чем костры.

Вместе с Ароданом Силадан исследовал пещеры Ловозёрских тундр, входы в которые находились недалеко от сыйта. Там они обнаружили залежи минерала, поглощающего радиацию; также Силадан каким-то образом почуял скопления природного газа, поднимающегося из трещин в скальных породах, однако Ародан ему не поверил.

По свидетельству Смурнова, к русским Силадан — и с его подачи другие саамы — относился плохо. Из-за этого Смурнов, живший раньше в сыйте, сбежал оттуда.

Силадан хорошо выполнял обязанности нойда, саамы признавали его своим главой, посредником между духами и людьми. Причём умение разговаривать с духами и призывать их Силадан успешно доказывал соплеменникам. Он лечил людей с серьёзными заболеваниями; по крайней мере, однажды был отмечен в предсказании будущего; кроме того, спас соплеменников от мутанта под названием Великая рыба, каким-то образом вопрепятствовав ему появляться в местах рыболовства. Вместе с тем, Силадан весьма отрицательно относился к попыткам поставить под сомнение существующий строй и свою легенду. К Нанасу, который подозревает теорию Силадана в нелогичности и делится своими подозрениями с соплеменниками, Силадан начинает относиться всё хуже.

Семён Будин Править

Когда у Нанаса в качестве домашнего питомца появляется мутант Сейд, который может читать мысли людей и делает это, в том числе, с Силаданом, нойд приказывает Нанасу устранить мутанта. Нанас не выполняет его приказ и прячет Сейда, однако не говорит об этом Силадану. Вскоре обман раскрывается, и охотники по велению Силадана забирают Сейда, ударив Нанаса, который не хочет отдавать своего лучшего друга в сыйте.

Нанас решает украсть Сейда и бежать с ним из сыйта, несмотря на то, что до сих пор верит в учение Силадана об уничтожении окружающего мира духами. Подобравшись к веже, Нанас слышит личный разговор Силадана и Ародана о следах Большеногих, найденных недалеко от сыйта. Благодаря своей феноменальной памяти, Нанас запоминает каждое слово, произнесённое в беседе. Он крадёт Сейда, оленей и сбегает на них из сыйта. За ним гонятся охотники по поручению Силадана, когда с неба падает и взрывается самолёт, а также катапультируется Семён Будин. Охотники, в отличие от Нанаса, опасаются приближаться к месту взрыва и возвращаются к Силадану ни с чем.

Силадан лично прибывает к месту взрыва. Он понимает, что Семён жив, но сломал себе позвоночник. Силадан доставляет Семёна в пещеры Ловозёрских тундр, намереваясь вылечить его. В течение нескольких месяцев Семён живёт в пещерах, а Силадан доставляет лётчику еду, мажет его мазями и поит отварами. Постепенно к телу лётчика, за исключением ног, возвращается подвижность.

Свержение нойда Править

Тем временем, по вине Нанаса, разгласившего тайну местонахождения сыйта, в поселение приходит отряд побеждённой армии варваров под руководством Кости Парсыкина. Самозванцы имеют при себе карабин с одним патроном, и одного выстрела становится достаточно, чтобы саамы признали в Косте нового лидера. Силадан, видя такое положение вещей, прячется в пещерах. Ародан регулярно носит ему провизию, мотивируя это перед Парсыкиным тем, что духов горы надо задабривать.

Силадан (вероятно, с помощью гипноза) внушил Будину, что в случае смерти нойда лётчик должен взять кремень и кресало, заползти в пещеры, наполненные природным газом, и устроить взрыв. Таким образом, Силадан решил в случае своей смерти забрать с собой и весь саамский сыйт.

Тем временем, главные герои трилогии возвращаются из Полярных Зорь на место падения самолёта и предположительной гибели отца Надежды Будиной. Героям приходится убегать от бандитов по направлению к сыйту. Предатель Селиванов стреляет в Нанаса, тот выживает, но теряет сознание — пуля застревает у него во лбу. Надя и Гор решают нести Нанаса в сыйт, чтобы попросить Силадана вылечить парня. Они добираются до сыйта. Надя, не знающая о местонахождении Силадана после смены власти, встречается с Ароданом, который знает о его местонахождении, и тот отводит её в ту же пещеру, где временно спрятались Гор и бессознательный Нанас.

Тем временем, Силадан обнаруживает в своей пещере новых людей — Гора и Нанаса. Бывший нойд оглушает Гора и берёт их обоих в плен. Он рад, что ему удалось схватить недавнего врага — Нанаса. Тем временем, Ародан зовёт Силадана, и тот приходит на зов, вооружившись автоматом, взятым у пленников. Увидев Сейда, Силадан собирается пристрелить его, однако пса закрывает Надя. Она обнаруживает свой пистолет, и ей приходится отдать его Ародану. Последний стреляет в Силадана из пистолета, убивая его. Силадан перед смертью говорит, что после неё «зажжётся фитиль», имея в виду Семёна, который должен уползти и поджечь природный газ.

Тем временем, Семён, находящийся всё это время возле пленников, уползает в бреду. В пещере, наполненной природным газом, он достаёт кремень и кресало, но не успевает создать искру и теряет сознание под действием газа. Главным героям успешно удаётся вытащить Семёна из пещеры, а Сейду — вывести лётчика из-под гипноза.

Образ Править

Силадан, вероятно, обладает способностями, недоступными многим обычным людям, а тем более — саамам, живущим древностью. Силантий — отличный гипнотизёр и, судя по всему, часто использует эту способность, находясь у власти. Известны многие случаи «колдовства» Силадана, которые не поддаются однозначному объяснению.

Силадан, будучи духовным и фактическим лидером сыйта, отлично выполняет свои обязанности, в том числе принимает меры по защите сыйта от внешних угроз. Между тем, когда сыйт захватывают самозванцы, открывается коварство Силадана: в случае своей смерти он хочет забрать с собой весь сыйт. И ему это сделать практически удаётся.

Ссылки Править

п • о • р
Персонажи Нанас • Надежда Будина • Сейд • Семён Будин • Снежка • Силадан • Ародан • Роман Андреевич • Юлия, Людмила и Анна • Серсош • Никигор • Светлана Будина • Веха
Локации Мурманская область: Саамский сыйт • Ловозеро (озеро • село) • Ловозёрские тундры • Сейдозеро • Кола • Мурманск • река Тулома • Ура-Губа • Видяево • озеро Имандра • Оленегорск • Мончегорск • комбинат «Североникель» • 27 километр
Существа Разумная собака • Большеногий • Рогатый чешуйчатый заяц • Синеглаз • Гусеница
Организации Саамский сыйт • Оленегорские бандиты • ЮЛА
Прочее Волшебный камень
Андрей Буторин • Илья Яцкевич • Вселенная Метро 2033 • Полуостров надежды • АСТ • Мир романа «Метро 2033»
п • о • р
Книги «Север» • «Осада рая» • «Дочь небесного духа»
«Полуостров надежды» (сборник)
Карелия: Кемь • Лоухи • Чупа • Кандалакшский залив
Финляндия
Прочее Волшебный камень • Дополь • Установка Потапова