ФЭНДОМ

«Метро 2033: Тёмные туннели» — первый роман белорусского писателя Сергея Антонова, написанный в рамках «Вселенной Метро 2033» и трилогии «Московские туннели». Вторая книга серии. Выход романа состоялся в январе 2010 года. В июне 2017 состоялся выход карманного (уменьшенного) переиздания.

Первая часть трилогии повествует о начале приключений Анатолия Томского и его товарищей. Анархист должен по приказу Гуляй-поля уничтожить лабораторию некоего Корбута, чтобы спасти не только свою родную станцию, но и всё Метро...

Сюжет Править

Rad red
ВНИМАНИЕ! Осторожно, спойлеры!

У анархистов Править

Начало рассказа относится к северной части московского метро, где на трех последних станциях Замоскворецкой линии хорошо прижились анархистские идеи свободы демократии и справедливости. Анархисты описываются как сильные, свободолюбивые, своевольные личности, сохраняющие однако организованность и слаженность, подобно хищной стае, во главе с вожаком — комендантом Гуляй-поля Нестором.

Начинается все с того, что на Гуляй-Поле прибывает Никита — полный мужчина в форме офицера НКВД, который представляется чиновником с Красной Линии и раскрывает военную тайну коммунистов — эксперименты по созданию гэмэчелов — людей, не ощущающих боли, превосходящих остальных физически, без чувств, стойких к радиации и болезням, идеальных боевых биомашин. Объясняет свое предательство Никита несогласием с созданием новой расы. Никита просит Нестора отправить отряд с целью уничтожить лабораторию, обещая беспрепятственно провести отряд по Красной Линии, где о его предательстве никто не знает. Нестор созывает семерых молодых бойцов, разъясняет им задание, объясняет, почему создание новой расы противоречит анархистским идеалам, и ставит во главе отряда главного героя Анатолия Томского, успевшего отличиться в нескольких битвах и налетах.

Поход на Дзержинскую Править

Отряд вместе с Никитой отправляется в сторону Красной Линии. В туннеле перед Белорусской их встречает Аршинов — прапорщик, держащий целый арсенал в служебных помещениях. Четвёртый Рейх отряд проходит благодаря связям Нестора с Малютой — одним из офицеров на Тверской, у которого перед Нестором имеется должок. В туннеле между Тверской и Театральной бойцы начинают чувствовать необъяснимую тревогу, а крепкий парень Гриша отчего-то даже впадает в панику от мерещащихся ему птиц, которые якобы норовят заклевать весь отряд, и теряет сознание. На станции «Проспект Маркса» (Охотный ряд) Анатолий знакомится с Еленой — девушкой, продающей идеологическую литературу — и дает отпор наглому комсомольцу, пристававшему к Елене. На Проспекте, Никита приглашает анархистов в палатку к солидному пожилому мужчине аристократического вида, совсем не похожего на типичных жителей метро, который представляется Михаилом Андреевичем, лектором комитета партии. За сытным обедом лектор долго, но с умением рассказывает о достижениях коммунистов, однако Анатолию кажется подозрительной долгая задержка в палатке у Михаила Андреевича.

Эксперимент Править

В туннеле перед Дзержинской (Лубянкой), где находится лаборатория, подозрения командира оправдываются — шестеро его бойцов входят в неадекватное состояние, начинают бесконтрольно веселиться и становятся совершенно беспомощными перед красными солдатами. Красные без проблем обезоруживают их. Анатолий понимает, что его отряд отравили во время обеда, и соображать мог только он, поскольку не успел отведать угощения, задержавшись у книжного лотка. Также Анатолий узнает, что Михаил Андреевич — и есть тот самый профессор Корбут, автор проекта ГМЧ, а Никита — верный помощник профессора, заманил анархистов на Красную Линию, чтобы провести над ними эти самые эксперименты.

В лаборатории всех семерых, находящихся под наркозом, привязывают к кушеткам и закачивают в кровь необходимые препараты, однако с Анатолием эксперимент не удаётся — он по прежнему бодрствует. Корбут объясняет возможное неожиданное действие препарата наличием язв на ногах у Анатолия, полученных от ожогов газовым химическим оружием в детстве. Тем временем, эксперимент с Колькой удаётся — он набрасывается на лаборантов, и его пристреливают. Анатолия, из которого Корбут оставляет попытки сделать гэмэчела, Никита отводит к выходу вентиляционной шахты, куда красные сбрасывают покойников и где он должен умереть от радиации. Он впадает в бред, находит тело Кольки и закапывает его в землю.

Путь к Аршинову Править

В бреду Анатолий неосознанно добирается по служебным путям до перегона Маяковская — Белорусская, где встречает женщину-отшельницу, вместе с маленьким сыном, которым он помог парой патронов при прохождении отряда с Гуляй-поля. Женщину зовут Клавдия Игоревна, она оказывается вдовой полковника, военного летчика, ставшего Сталкерыом. Клавдию Игоревну выгнали со станции вместе с семьями других сталкеров, когда те подцепили на поверхности опасную инфекцию. Клавдия Игоревна кормит Анатолия, даёт ему одежду и приводит Краба — члена преступной группировки Маяковской, который может помочь Анатолию добраться до Аршинова.

На Маяковской перед главарём бандитов — Крестом Анатолий обещает Крабу шесть рожков, если они доберутся до Аршинова. На выходе с Белорусской Краб пытается незаметно обокрасть прохожего, однако его ловят и гонятся за ним и Анатолием. В туннеле из земли вылезают змееподобные черви, которые останавливают патруль и блокируют убегающих в маленькой каморке. Спасаясь от червей, беглецы находят небольшой служебный туннель и выходят на старика-наркомана Харона, который приводит их на Тимирязевскую, где обосновались сатанисты. Коготь, глава секты, постановляет принести пленников в жертву Бафомету. Краба и Толю усыпляют снадобьем и помещают в темницу. Из оков зелья их выводит пленённый человек-мутант с Филевской линии по кличке Мобат, владеющий гипнозом. Втроём они сбегают с Тимирязевской, по пути гипнотизируя торговца Кольцевой линии — Михаила.

По тайным ходам все они отправляются на Молодёжную, но по пути Михаил выходит из гипноза и продолжает буянить. Мобат опять гипнотизирует его, но теряет при этом последние силы и остаётся там. Краб, Анатолий и Михаил сообщают о Мобате на Молодёжной, и отряд, вернувший его на станцию, констатирует его смерть. Мутант Жабдар, начальник станции, рассказывает странникам о тоннеле, пролегающем рядом с наземными участками Филевской линии. Пройти туннель тройке помогают шерстуны — мутанты, потерявшие человеческое обличье, но разумные и дружелюбные к людям. Из туннеля отряд выходит к Киевской, где ганзейцы признают в Михаиле своего, а Толю и Краба арестовывают. Однако Михаил, который находится ещё под гипнозом Жабдара, освобождает арестантов из под стражи и даже обеспечивает их раздобытыми ганзейскими дипломатическими визами. С помощью документов двое без труда добираются по кольцу на Белорусскую, где переходят на радиальную линию и, наконец, добираются до Аршинова.

Второй поход на Лубянку Править

Изрядно подготовившись ко второму штурму Лубянки, Аршинов, Анатолий и Краб отправляются в Рейх, чтобы оттуда выйти на поверхность. Краб, имея возможность вернутся на родную станцию, отказывается и решает помочь анархистам. На Тверской фашист открывает им гермозатвор. Во время перехода к Лубянской Площади у Краба, который никогда не видел город разрушенным, происходит приступ паники. Справиться с тревогой ему помогает Анатолий.

Когда они почти достигают цели на поверхности, на анархистов нападает мутант, называемый москвичами птеродактилем. Отражая нападения мутанта стрельбой, тройка выдаёт себя экспедиции красных, которая состоит в переносе тела Ленина из Мавзолея на станцию Лубянка и выполнялась бывшими Толиными бойцами, а ныне гэмэчелами, под предводительством Никиты. В схватке красных с анархистами погибают все бывшие Толины бойцы кроме Сережи. Птеродактилей прилетает много, и один из них уносит раненого Краба, однако позже отпускает и бандит падает вниз, но выживает. Никита с телом Ленина скрывается в вентиляционной шахте и запирает дверь, но Аршинов сносит её взрывчаткой.

На Лубянке Аршинов и Толя запирают Корбута в барокамере, где того ждет мучительная смерть. Но их успевает обхитрить Никита, который приставляет пистолет к Толиному лбу. В последний момент появляется Елена, которая отводит руку Никиты с пистолетом. В драке Никита смертельно ранится осколком колбы, но перед смертью успевает вонзить другой осколок в тело Елены. Чтобы спасти Елену, Аршинов освобождает полуживого Корбута, который делает Елене операцию. Во время операции Толя вынужденно пристреливает Сергея.

На Дзержинской Анатолий с Аршиновым угоняют старый сталинский метропаровоз, приготовленный для торжественной церемонии переноса тела Ленина, взяв с собой Корбута и раненую Елену. Паровоз мчится через Проспект Маркса, срывая митинг в честь вождя русской революции. В туннеле от скорости паровоз начинает трясти, отчего Корбут падает и гибнет под колесами. В конце концов, анархисты добираются до Полиса, где местный врач спасает Елену, а анархистам предлагают там остановиться. В своем сне Толя в очередной раз беседует с Путевым Обходчиком, который заверяет его, что задание завершено и он теперь свободный человек. Однако из разговора становится ясно, что история молодого вояки не закончилась.

Персонажи Править

Главные герои Править

  • Анархисты Анатолий Томский — главный герой. Боевик-анархист. Командир диверсионной группы по уничтожению лаборатории Корбута на Дзержинской;
  • Анархисты Алексей Аршинов — старый прапорщик, друг Анатолия. Имеет большой оружейный склад. Отправляется в конце вместе с Анатолием и Крабом на Дзержинскую;
  • Красная Линия Никита (†) — чиновник с Красной Линии, вероятно чекист. Подручный Михаила Корбута. Возглавлял операцию по доставке тела Владимира Ильича Ленина из Мавзолея на Лубянку. Был застрелен Анатолием в конце романа в лаборатории Корбута.
  • Красная Линия Михаил Андреевич Корбут (†) — доктор с Дзержинской, ответственный за создание проекта «ГМЧ». Погиб в самом конце романа, сорвавшись под колёса метропаровоза.
  • Бандиты (Москва) Краб — вор с Маяковской. Согласился помочь Анатолию в его задании. Получил серьёзные повреждения после встречи с демоном.
  • Путевой Обходчик — советчик и наставник Анатолия в его видениях.

Второстепенные персонажи Править

  • Сатанисты (Москва) Харон — старик-наркоман, приведший Анатолия и Краба на Тимирязевскую;
  • Сатанисты (Москва) Коготь — глава сатанистов с Тимирязевской;
  • Люди-мутанты Мобат (†) — мутант-экстрасенс с Молодёжной. Умер от болей в мозгу в техническом лазе между Тимирязевской и Молодёжной.
  • Ганза Михаил — торговец с Киевской, сотрудничающий с сатанистами;
  • Люди-мутанты Жабдар — начальник Молодёжной;

Место действия Править

Большая часть романа происходит в туннелях и на станциях Московского метрополитена. Лишь единожды, герои поднимаются на поверхность, на Лубянскую площадь.

Отзывы Править

Эдуард Козлов в своей рецензии для журнала «Мир фантастики» удостоил роман положительной оценки. Он заявил, что атмосфера романа весьма точно моделирует произведения Глуховского. Рецензент сравнил сюжет произведения с квестом, отметив как остросюжетность романа, так и наличие «метаний духа» главного героя: автор рецензии отметил, что «вера Анатолия подвергается тяжким испытаниям, ибо герою предстоит на собственной шкуре узнать, что это значит на самом деле — „свободу любить“». Из недостатков были обозначены некоторая бедность языка книги, проблемы, связанные с логикой событий, а также смазанность концовки. По мнению критика, «персонажей трудно воспринимать всерьёз, как живых людей, по большей части они лишь винтики главного героя и романа». Рецензент отметил, что, несмотря на высокое качество книги в рамках жанра, «в более солидную весовую категорию мира научной фантастики пробиться ей будет непросто»[1].

Обложки Править

Интересные факты Править

  • Главой анархистов является Нестор (дядя Миша). Кто-то сказал, что его политика напоминает махновщину. Это отсылка к Нестору Махно, который тоже был главарем анархистов на Украине.
  • Должны были стать третьей книгой «Вселенной», но вышли вперёд «Питера».
  • Автор романа не москвич и не россиянин, а белорус, но он не понаслышке знает описываемые им места.
  • Основоположник первой в серии трилогии («Московские туннели»).
  • Главный герой (Анатолий Томский) — один из любимцев читателей.
  • Один из читателей проекта, Леонид Скворцов, заметил внешнее сходство между Анатолием и Кристианом Бейлом, сыгравшим таких персонажей, как Бэтмен и Джон Коннор.
  • Переведён на немецкий, польский, венгерский и корейский языки.
  • В немецком переводе название заменили на «В туннеле».

Примечания Править

  1. Эдуард Козлов Сергей Антонов «Тёмные туннели» (рус.). Мир фантастики (27 мая 2010). Проверено 29 июня 2013.

Ссылки Править

п • о • р

Новгородская область: Валдай

Аномалии

Птицы Охотного ряда

Оружие

ПАК-3

Техника

Метропаровоз  • Терминатор  • ИВС

Прочее