Фэндом

Метропедия

Тёмные туннели

3356статей на
этой вики
Добавить новую страницу
комментариев0 Поделиться

«Метро 2033: Тёмные туннели» — первый роман Сергея Антонова, написанный в рамках «Вселенной Метро 2033» и трилогии «Московские туннели». Вторая книга серии. Выход романа состоялся в 2010 году.

Первая часть трилогии повествует о начале приключений анархиста Анатолия Томского и его товарищей. Анархист должен по приказу своей станции уничтожить лабораторию некоего Корбута, чтобы спасти не только свою родную станцию, но и всё Метро...

Сюжет Править

Rad red.png
ВНИМАНИЕ! Осторожно, спойлеры!
В статье присутствуют серьёзные спойлеры. Если не уверены, что ознакомлены с книгами, представленными в статье, читайте на свой страх и риск, либо покиньте страницу.

У анархистов Править

Начало рассказа относится к северной части московского метро, где на трех последних станциях Замоскворецкой линии хорошо прижились анархистские идеи свободы демократии и справедливости. Анархисты описываются как сильные, свободолюбивые, своевольные личности, сохраняющие однако организованность и слаженность, подобно хищной стае, во главе с вожаком — комендантом Гуляй-поля Нестором.

Начинается все с того, что на Гуляй-Поле прибывает Никита — полный мужчина в форме офицера НКВД, который представляется чиновником с Красной Линии и раскрывает военную тайну коммунистов — эксперименты по созданию гэмэчелов — людей, не ощущающих боли, превосходящих остальных физически, без чувств, стойких к радиации и болезням, идеальных боевых биомашин. Объясняет свое предательство Никита несогласием с созданием новой расы. Никита просит Нестора отправить отряд с целью уничтожить лабораторию, обещая беспрепятственно провести отряд по Красной Линии, где о его предательстве никто не знает. Нестор созывает семерых молодых бойцов, разъясняет им задание, объясняет, почему создание новой расы противоречит анархистским идеалам, и ставит во главе отряда главного героя Анатолия Томского, успевшего отличиться в нескольких битвах и налетах.

Поход на Дзержинскую Править

Отряд вместе с Никитой отправляется в сторону Красной Линии. В туннеле перед Белорусской их встречает Аршинов — прапорщик, держащий целый арсенал в служебных помещениях. Четвёртый Рейх отряд проходит благодаря связям Нестора с Малютой — одним из офицеров на Тверской, у которого перед Нестором имеется должок. В туннеле между Тверской и Театральной бойцы начинают чувствовать необъяснимую тревогу, а крепкий парень Гриша отчего-то даже впадает в панику от мерещащихся ему птиц, которые якобы норовят заклевать весь отряд, и теряет сознание. На станции «Проспект Маркса» (Охотный ряд) Анатолий знакомится с Еленой — девушкой, продающей идеологическую литературу — и дает отпор наглому комсомольцу, пристававшему к Елене. На Проспекте, Никита приглашает анархистов в палатку к солидному пожилому мужчине аристократического вида, совсем не похожего на типичных жителей метро, который представляется Михаилом Андреевичем, лектором комитета партии. За сытным обедом лектор долго, но с умением рассказывает о достижениях коммунистов, однако Анатолию кажется подозрительной долгая задержка в палатке у Михаила Андреевича.

Эксперимент Править

В туннеле перед Дзержинской (Лубянкой), где находится лаборатория, подозрения командира оправдываются — шестеро его бойцов входят в неадекватное состояние, начинают бесконтрольно веселиться и становятся совершенно беспомощными перед красными солдатами. Красные без проблем обезоруживают их. Анатолий понимает, что его отряд отравили во время обеда, и соображать мог только он, поскольку не успел отведать угощения, задержавшись у книжного лотка. Также Анатолий узнает, что Михаил Андреевич — и есть тот самый профессор Корбут, автор проекта ГМЧ, а Никита — верный помощник профессора, заманил анархистов на Красную Линию, чтобы провести над ними эти самые эксперименты.

В лаборатории всех семерых, находящихся под наркозом, привязывают к кушеткам и закачивают в кровь необходимые препараты, однако с Анатолием эксперимент не удаётся — он по прежнему бодрствует. Корбут объясняет возможное неожиданное действие препарата наличием язв на ногах у Анатолия, полученных от ожогов газовым химическим оружием в детстве. Тем временем, эксперимент с Колькой удаётся — он набрасывается на лаборантов, и его пристреливают. Анатолия, из которого Корбут оставляет попытки сделать гэмэчела, Никита отводит к выходу вентиляционной шахты, куда красные сбрасывают покойников и где он должен умереть от радиации. Он впадает в бред, находит тело Кольки и закапывает его в землю.

Путь к Аршинову Править

В бреду Анатолий неосознанно добирается по служебным путям до перегона Маяковская — Белорусская, где встречает женщину-отшельницу, вместе с маленьким сыном, которым он помог парой патронов при прохождении отряда с Гуляй-поля. Женщину зовут Клавдия Игоревна, она оказывается вдовой полковника, военного летчика, ставшего сталкером. Клавдию Игоревну выгнали со станции вместе с семьями других сталкеров, когда те подцепили на поверхности опасную инфекцию. Клавдия Игоревна кормит Анатолия, даёт ему одежду и приводит Краба — члена преступной группировки Маяковской, который может помочь Анатолию добраться до Аршинова.

На Маяковской перед главарём бандитов — Крестом Анатолий обещает Крабу шесть рожков, если они доберутся до Аршинова. На выходе с Белорусской Краб пытается незаметно обокрасть прохожего, однако его ловят и гонятся за ним и Анатолием. В туннеле из земли вылезают змееподобные черви, которые останавливают патруль и блокируют убегающих в маленькой каморке. Спасаясь от червей, беглецы находят небольшой служебный туннель и выходят на старика-наркомана Харона, который приводит их на Тимирязевскую, где обосновались сатанисты. Коготь, глава секты, постановляет принести пленников в жертву Бафомету. Краба и Толю усыпляют снадобьем и помещают в темницу. Из оков зелья их выводит пленённый человек-мутант с Филевской линии по кличке Мобат, владеющий гипнозом. Втроём они сбегают с Тимирязевской, по пути гипнотизируя торговца Кольцевой линии — Михаила.

По тайным ходам все они отправляются на Молодёжную, но по пути Михаил выходит из гипноза и продолжает буянить. Мобат опять гипнотизирует его, но теряет при этом последние силы и остаётся там. Краб, Анатолий и Михаил сообщают о Мобате на Молодёжной, и отряд, вернувший его на станцию, констатирует его смерть. Мутант Жабдар, начальник станции, рассказывает странникам о тоннеле, пролегающем рядом с наземными участками Филевской линии. Пройти туннель тройке помогают шерстуны — мутанты, потерявшие человеческое обличье, но разумные и дружелюбные к людям. Из туннеля отряд выходит к Киевской, где ганзейцы признают в Михаиле своего, а Толю и Краба арестовывают. Однако Михаил, который находится ещё под гипнозом Жабдара, освобождает арестантов из под стражи и даже обеспечивает их раздобытыми ганзейскими дипломатическими визами. С помощью документов двое без труда добираются по кольцу на Белорусскую, где переходят на радиальную линию и, наконец, добираются до Аршинова.

Второй поход на Лубянку Править

Изрядно подготовившись ко второму штурму Лубянки, Аршинов, Анатолий и Краб отправляются в Рейх, чтобы оттуда выйти на поверхность. Краб, имея возможность вернутся на родную станцию, отказывается и решает помочь анархистам. На Тверской фашист открывает им гермозатвор. Во время перехода к Лубянской Площади у Краба, который никогда не видел город разрушенным, происходит приступ паники. Справиться с тревогой ему помогает Анатолий.

Когда они почти достигают цели на поверхности, на анархистов нападает мутант, называемый москвичами птеродактилем. Отражая нападения мутанта стрельбой, тройка выдаёт себя экспедиции красных, которая состоит в переносе тела Ленина из Мавзолея на станцию Лубянка и выполнялась бывшими Толиными бойцами, а ныне гэмэчелами, под предводительством Никиты. В схватке красных с анархистами погибают все бывшие Толины бойцы кроме Сережи. Птеродактилей прилетает много, и один из них уносит раненого Краба, однако позже отпускает и бандит падает вниз, но выживает. Никита с телом Ленина скрывается в вентиляционной шахте и запирает дверь, но Аршинов сносит её взрывчаткой.

На Лубянке Аршинов и Толя запирают Корбута в барокамере, где того ждет мучительная смерть. Но их успевает обхитрить Никита, который приставляет пистолет к Толиному лбу. В последний момент появляется Елена, которая отводит руку Никиты с пистолетом. В драке Никита смертельно ранится осколком колбы, но перед смертью успевает вонзить другой осколок в тело Елены. Чтобы спасти Елену, Аршинов освобождает полуживого Корбута, который делает Елене операцию. Во время операции Толя вынужденно пристреливает Сергея.

На Дзержинской Анатолий с Аршиновым угоняют старый сталинский метропаровоз, приготовленный для торжественной церемонии переноса тела Ленина, взяв с собой Корбута и раненую Елену. Паровоз мчится через Проспект Маркса, срывая митинг в честь вождя русской революции. В туннеле от скорости паровоз начинает трясти, отчего Корбут падает и гибнет под колесами. В конце концов, анархисты добираются до Полиса, где местный врач спасает Елену, а анархистам предлагают там остановиться. В своем сне Толя в очередной раз беседует с Путевым Обходчиком, который заверяет его, что задание завершено и он теперь свободный человек. Однако из разговора становится ясно, что история молодого вояки не закончилась.

Персонажи Править

Основные персонажи Править

Второстепенные персонажи Править

Упоминаемые персонажи Править

  • Иннокентий Вениаминович — старик, живший с маленьким Толей на Тимирязевской;
  • Дед — один из лучших солдатов Гуляй-поля;
  • Митрич — метростроевец, знающий туннели, как свои пять пальцев;
  • Митяй — дозорный Гуляй-поля.
  • Вячеслав — отец Миши, муж Клавдии Игоревны. Бывший полковник-военный лётчик и один из первых сталкеров метро.

Место действия Править

Большая часть романа происходит в туннелях и на станциях Московского метрополитена. Лишь единожды, герои поднимаются на поверхность, на Лубянскую площадь.

Отзывы Править

Эдуард Козлов в своей рецензии для журнала «Мир фантастики» удостоил роман положительной оценки. Он заявил, что атмосфера романа весьма точно моделирует произведения Глуховского. Рецензент сравнил сюжет произведения с квестом, отметив как остросюжетность романа, так и наличие «метаний духа» главного героя: автор рецензии отметил, что «вера Анатолия подвергается тяжким испытаниям, ибо герою предстоит на собственной шкуре узнать, что это значит на самом деле — „свободу любить“». Из недостатков были обозначены некоторая бедность языка книги, проблемы, связанные с логикой событий, а также смазанность концовки. По мнению критика, «персонажей трудно воспринимать всерьёз, как живых людей, по большей части они лишь винтики главного героя и романа». Рецензент отметил, что, несмотря на высокое качество книги в рамках жанра, «в более солидную весовую категорию мира научной фантастики пробиться ей будет непросто»[1].

Обложки Править

Интересные факты Править

  • Главой анархистов является Нестор (дядя Миша). Кто-то сказал, что его политика напоминает махновщину. Это отсылка к Нестору Махно, который тоже был главарем анархистов на Украине.
  • Должны были стать третьей книгой «Вселенной», но вышли вперёд «Питера».
  • Автор романа не москвич и не россиянин, а белорус, но он не понаслышке знает описываемые им места.
  • Основоположник первой в серии трилогии («Московские туннели»).
  • Главный герой (Анатолий Томский) — один из любимцев читателей.
  • Один из читателей проекта, Леонид Скворцов, заметил внешнее сходство между Анатолием и Кристианом Бейлом, сыгравшим таких персонажей, как Бэтмен и Джон Коннор.
  • Переведён на немецкий, польский, венгерский и корейский языки.
  • В немецком переводе название заменили на «В туннеле».

Примечания Править

  1. Эдуард Козлов Сергей Антонов «Тёмные туннели» (рус.). Мир фантастики (27 мая 2010). Проверено 29 июня 2013.

Ссылки Править

п • о • р
«Тёмные туннели»

Персонажи

Анатолий Томский • Аршинов • Никита • Краб • Михаил Корбут • Путевой Обходчик • Нестор Махно • Елена • Клавдия Игоревна • Миша • Вячеслав • Крест • Малюта • Цербер • Сергей • Колька • Дмитрий • Максим • Артур • Григорий • Харон • Коготь • Мобат • Михаил • Жабдар • Каретников • Иннокентий Вениаминович • Дед • Митрич • Митяй

Существа

Черви • Птеродактили • Жаба • Слизень • Шерстуны
Локации Московский метрополитен: Гуляй-поле • Речной вокзал • Водный стадион • Динамо • Белорусская • Маяковская (Яма) • Тверская • Проспект Маркса • Юго-Западная • Дзержинская • Тимирязевская • Молодёжная • Киевская • Краснопресненская • Библиотека имени Ленина
Организации Гуляй-польская республика • Фермы и фактории • Четвёртый Рейх • Красная Линия • Бандиты • Ганза • Сатанисты • Люди-мутанты • Полис

Аномалии

Птицы Охотного ряда

Техника

Метропаровоз

Прочее

ГМЧ
Сергей Антонов • Илья Яцкевич • Вселенная Метро 2033 • Московские туннели • АСТ • Мир романа «Метро 2033»
п • о • р

Новгородская область: Валдай

Аномалии

Птицы Охотного ряда

Оружие

ПАК-3

Техника

Метропаровоз  • Терминатор  • ИВС

Прочее

п • о • р
Путевые знаки • Тёмные туннели • Питер • К свету • Выход силой • Мраморный рай • Странник • Север • В интересах революции • Война кротов • Муранча • Безымянка • Увидеть солнце • Ниже ада • Станция-призрак • Во мрак • Санитары • Британия • Ледяной плен • Осада рая • Последнее убежище • Непогребённые • Корни небес • Слепящая пустота • Царство крыс • Муос • Наследие предков • Право на силу • Изнанка мира • Голод • Свидетель • Дочь небесного духа • За горизонт • Право на жизнь • Обитель снов • Кошки-мышки • Рублёвка • Стоящий у двери • Тёмная мишень • Из глубин  • Крым • Слепцы • Сумрак в конце туннеля • Белый барс • Измеритель • Сёстры печали • Мутант • Дорога стали и надежды • Хозяин Яузы • Рождённые ползать • Рублёвка-2 • Крым-2 • Отступник • Крестовый поход детей • Ничей • Код зверя • Последний поход • Джульетта без имени • Сказки Апокалипсиса • Третья сила • Гонка по кругу • Крым-3 • Обмануть судьбу • Летящий вдаль • Выборг • Чужими глазами • Подземный Доктор • К далёкому синему морю • Обратный отсчёт • Путь проклятых • Бездна • Грань человечности • Изоляция • Демон-хранитель • Степной дракон • Переход • На краю пропасти

Также на Фэндоме

Случайная вики